Евгения Кирсанова, завуч, учитель эстонского языка и языкового погружения Нарвской Кренгольмской школы, недавно получила двойное признание: стала победителем городского конкурса «Учитель года 2023» и финалисткой республиканского конкурса «Учитель года 2023» в номинации «Классный руководитель года». Сегодня она гость нашей редакции.
Кто есть кто
Евгения Кирсанова родилась и выросла в Нарве и практически вся ее жизнь связана с Кренгольмской гимназией, которая год назад стала называться Кренгольмской школой.
Здесь она училась с первого по двенадцатый класс и сюда же пришла на работу учителем эстонского языка – сразу после окончания бакалавриата Нарвского колледжа Тартуского университета. Ее общий стаж работы – 18 лет, из них восемь лет – в Нарвской Кесклиннаской гимназии, а остальные – в школе, которая ее вырастила. Сейчас она классный руководитель девятиклассников, которых ведет с первого класса, когда была их учителем в классе языкового погружения.
На вопрос «НГ», как она решила стать учителем, Евгения, улыбаясь, вспоминает, что определилась с профессией очень рано – еще в детском саду, и никогда потом не жалела о своем выборе. «Это мечта, ради которой действительно стоит много трудиться, учиться, двигаться и развиваться», – говорит она.
Принято считать, что нарвитянам, если только у них нет друзей или родственников среди эстонцев, из-за отсутствия языковой среды овладеть эстонским языком на высоком уровне в принципе невозможно. Как справилась Евгения? «У меня нет родственников, которые говорят на эстонском, но я считаю, что и эстонским, и любым другим языком можно овладеть при условии, что есть желание и мотивация. Еще когда училась в колледже, я очень много времени посвящала изучению эстонского языка. Затем постоянно участвовала в различных проектах, программах, курсах для учителей – именно с той целью, чтобы постоянно улучшать свой эстонский», – рассказывает она.
Так, к примеру, Евгения Кирсанова – одна из эстонских учителей, внедряющих в школьную жизнь инновационную образовательную программу Liikuma Kutsuv Kool («Школа, призывающая к движению»), которая основана на исследовательских разработках лаборатории Тартуского университета. Общение с эстонскими коллегами, участвующими в этой программе, также стало для нее отличной языковой практикой, говорит Учитель года.
Как именно Liikuma Kutsuv Kool осуществляется на практике? «В этой программе есть модель, которая включает в себя дорогу в школу, активный урок, активную перемену, урок физкультуры. У меня нет таких уроков, где дети просто сидят. Например, учебные тексты я могу развесить на стенах класса: ходите, читайте. Также посреди урока делаю физминутку. Мои девятиклассники, к примеру, уже через полчаса после начала урока начинают терять концентрацию, но стоит провести физминутку – и глаза снова горят.
У меня было такое в практике, что когда я вернулась в нашу школу, тут программу еще не использовали. Я начала потихоньку внедрять ее у семиклассников. И был такой случай, что один семиклассник в конце урока сказал: «Да я на физкультуре столько не двигался, сколько на эстонском!». Для меня это прозвучало как комплимент», – рассказывает Евгения.
Новость изнутри
Как республиканский, так и нарвский городской конкурс на звание «Учителя года» имеют общую цель: признание и поддержку лучших в своем деле педагогов, которые служат примером для других. В этом году в положении о республиканском конкурсе подчеркивается, что выбор Учителя года идет рука об руку с переходом на обучение на эстонском языке. И этот переход сейчас действительно одна из самых горячих тем в эстонском образовании в целом, не говоря уже о Нарве, где связанных с ним страхов очень много как у родителей, так и у самих учителей. И, воспользовавшись случаем, «НГ» обсудила эту тему с Евгенией.
Весной «НГ» побывала на нескольких встречах, которые Министерство образования организовало для обсуждения перехода на эстонский язык обучения с родителями и всеми заинтересованными лицами. Тогда в вопросах, которые нарвские родители задавали специалистам и чиновникам, проскальзывали нотки отчаяния, да и сейчас многие родители сомневаются, что их дети будут понимать, что говорится на уроках и смогут получить качественное образование.
«Я тоже на всех этих встречах была и видела, что у родителей есть этот огромный страх перед переходом. Далеко не все родители в курсе, что есть методика погружения, которая никуда не денется, и по этой методике можно работать и при переходе на эстонский язык обучения. У меня самой трое моих собственных детей прошли через детсад, работающий по методике языкового погружения, и результат отличный.
В этом году мы в школе запланировали, что будем ходить в детский сад на встречи с родителями и объяснять им, что ничего страшного нет. И школу дошколят организуем таким же образом. Например, я буду рассказывать о своих девятиклассниках, которые обучались по программе языкового погружения: они абсолютно нормально справляются. И экзамен по эстонскому сдали с результатом выше 90 баллов, и при этом абсолютно не пострадали их знания по предметам.
Хорошее образование по методике языкового погружения получить можно, но очень важно, чтобы была поддержка дома. Потому что страх, исходящий от родителей – «ой, ты не справишься» – тоже может помешать. У меня третий сын сейчас учится во втором классе, и его этот переход коснется в четвертом классе. Что я делаю как мама? Например, время от времени включаю мультики на эстонском языке. Не требую, чтобы он в обязательном порядке смотрел их или играл в развивающие игры на эстонском языке, но стараюсь ненавязчиво заинтересовать», – рассказывает Евгения.
Очень много страхов и у самих учителей: одни переживают, что не смогут сдать экзамен на С1, другие говорят, что экзамен экзаменом, но как преподавать детям на эстонском языке с акцентом? «Об этом мы тоже говорили с коллегами-эстонцами. Они считают, что главное – преодолеть эти страхи, начать говорить. Да, нам, учителям, сейчас нелегко, многие после занятий ходят на курсы, дома дополнительно занимаются. Это огромная нагрузка, и здесь очень важно, чтобы сама школа, руководство их поддержало. Иногда коллеги, которые сейчас ходят на курсы, приходят ко мне и начинают говорить со мной по-эстонски. Я всегда стараюсь поддержать их в этом. Очень важно, чтобы учителя сами верили, что у них все получится», – считает Евгения.
Другая жизнь: четыре кита
Евгения рассказывает, что ее как учителя поддерживает вся семья: например, муж может распечатать тесты к урокам, а дети с пониманием относятся, когда домой к Евгении приходят ее ученики. «Я действительно очень люблю свою работу, но на первом месте у меня семья», – говорит Евгения.
Она – мама четверых детей, старшему из которых 16 лет, а младшей – всего десять месяцев. Такого занятого человека даже страшно спрашивать о хобби, и все же у Евгении оно есть – это путешествия со всей семьей по Эстонии, по странам Европы. Например, этим летом семья, путешествуя в автодоме вместе с восьмимесячной младшей дочкой, побывала в Хорватии.
В древности считалось, что мир держится на трех китах. Евгения говорит, что ее мир стоит на четырех китах: семья, работа, родители и друзья. «И эти четыре кита делают меня счастливой», – говорит она.
Фото из личного архива Евгении Кирсановой