Министр социальных дел Эстонии Хельмен Кютт считает несправедливой ситуацию, когда нарвские власти отказывают пенсионерке Галине Ивановой, ухаживающей за братом, инвалидом-колясочником, в попечительском пособии на том основании, что у нее самой установлена средняя степень нарушения здоровья.
Министр социальных дел Хельмен Кютт отнеслась к проблеме нарвской пенсионерки с большим пониманием, чем местные власти, но заставить депутатов Нарвского горсобрания принять нужное решение она не в силах. Роман Викулов
«Мы ближе к нарвитянам, чем местная власть»
Министр социальных дел Хельмен Кютт в минувшую пятницу посетила Narva Kliinik, побывала в детсаде Ojake, в Центре добрых дел, а в завершение дня пообщалась с нарвитянами в Нарвском колледже Тартуского университета. На открытую встречу с министром пришло совсем немного народа — человек пятнадцать. Реклама была явно недостаточной. Даже «ВП» узнал о мероприятии буквально в день его проведения, из другого СМИ, а не от пресс-службы Социал-Демократической партии, членом которой является Хельмен Кютт.
Начав свой разговор с нарвитянами, министр отметила, что это уже пятый ее приезд в Нарву в качестве министра, которым она стала в конце марта. На встрече постоянно подчеркивалось, что нынешнее правительство, в частности министры-соцдемы, куда как ближе к народу, чем нарвская власть, избегающая общения с избирателями. Со стороны публики об этом говорил взявший слово первым пожилой мужчина, постоянный участник регулярных встреч с министрами, причем делал это примерно в тех же выражениях, что и в предыдущий раз. Ведущий мероприятия, председатель Нарвского округа Социал-Демократической партии Яак Аллик высказал мнение, что если бы на встречу пришли и представители городского Департамента социальной помощи, которые, по его словам, знали о ней, то министру пришлось бы все больше молчать, так как отпущенное на мероприятие время ушло бы на выражение горожанами претензий местным чиновникам.
Разговор в пользу «близких народу» соцдемов и противопоставление им «отгородившихся от избирателей» нарвских руководителей, может, и является довольно навязчивой политической саморекламой, но один из поднятых на встрече вопросов служит ярким подтверждением того, что местная власть может сознательно и упорно ущемлять интересы простого горожанина.
Большинство депутатов против
«ВП» уже неоднократно рассказывал о том, как добивается справедливости нарвская пенсионерка Галина Иванова, круглосуточно ухаживающая за своим братом, инвалидом-колясочником Виктором Кукушкиным и лишенная попечительского пособия после того, как сама перенесла инфаркт в 2012 году.
Напомним, что 20 мая 2009 года Виктор Кукушкин получил черепно-мозговую травму, последствия которой были очень тяжелыми. С тех пор он передвигается только в инвалидной коляске и без посторонней помощи жить не может. После выписки Виктора из больницы сестра перевезла его к себе, где они и проживают совместно по сей день.
В сентябре 2009 года постановлением Нарвской горуправы Галина Иванова была официально назначена попечителем брата и стала получать попечительское пособие (сегодня его размер составляет 25 евро 56 центов). 13 августа 2012 года у Галины случился инфаркт. Его последствия — инвалидность средней степени, а также лишение продолжающей ухаживать за братом нарвитянки попечительского пособия, потому что в соответствии с установленным Нарвским горсобранием в 2009 году «Порядком назначения и выплаты социального пособия» это пособие не получает попечитель, в отношении которого определено среднее, тяжелое или глубокое нарушение здоровья.
Этой весной проекты решений горсобрания, благодаря которым нарвитянка смогла бы получать пособие по опекунству, подали оппозиционные депутаты, но 14 августа большинство депутатов проголосовало против них. До этого в течение двух лет Галина Иванова пыталась решить проблему с помощью городских социальных чиновников, высшего руководства Нарвы, а также представителей коалиции в горсобрании. Публикация переписки заняла бы несколько номеров «ВП». Отговорок власть предержащих было много, но сегодня очевидно одно – если бы у них было желание помочь конкретному нарвитянину, то они могли бы это сделать, не нарушая никаких государственных законов, на которые ответственные лица безосновательно ссылались.
Министр помочь не в состоянии
Хельмен Кютт, высказав недоумение по поводу того, что нарвская власть допустила такую ситуацию, сообщила, что все зависит только от депутатов Нарвского горсобрания. «Государство доверило самоуправлениям решать, кого назначать попечителем, потому что они лучше знают свои возможности и возможности людей. Помогать как можно лучше – в этом была идея, – сказала госпожа Кютт. – В вашем же случае получается так, что помощь нуждающемуся в уходе человеку фактически оказывается, а пособие власть не считает правильным платить».
Министр, обладающая опытом работы в социальной сфере, напомнила, что раньше, когда правила в этом вопросе устанавливало государство, люди с потерей здоровья средней тяжести имели право быть попечителями. По ее словам, в Вильянди, где она в свое время работала в социальной сфере, до сих пор они обладают таким правом.
Иванова сообщила министру, что чиновники фактически вынуждают ее отправить брата в Нарвский дом попечения.
«Он, наверное, недавно построен и стоит полупустой? – попала в точку Хельмен Кютт, наверняка представлявшая ситуацию в Нарвском ночлежном доме и до встречи. – Зачем человек должен идти туда, если у него есть возможность жить дома? Государственная политика такова, что дом – это самое лучшее для человека место, где и ему лучше, и государству с местным самоуправлением такой вариант позволяет сэкономить. Если человек хочет быть дома, то все социальные услуги должны быть оказаны на дому».
Ничего утешительного министр нарвитянке так и не сказала. Государство в данном вопросе помощь оказать не может.
В суд подавать бесполезно
«Хоть в суд подавай!», – выразила готовность пойти на крайние меры Галина Иванова. Кютт отговаривала: «В суде вы только потеряете деньги. Так как местное самоуправление по документам имеет право решать, кто может быть опекуном, а кто – нет».
Нарвитянке остается надеяться только на местные власти. Может быть, они все-таки осознают абсурдность ситуации, когда попечение есть, и в том объеме, который от Департамента социальной помощи на дому не получить никому и никогда, а пособия нет.
Ситуация Галины Ивановой и ее брата примечательна тем, что она единственный в городе человек с потерей здоровья средней степени, ухаживающий за другим инвалидом и добивающийся попечительского пособия. Может быть, образующие коалицию народные избранники считают, что ради двух избирателей менять местные законы – жирно будет, мол, их голоса это не прибавит и не убавит? Может, и так.
Отметим, что одновременно с принятием негативного решения депутатами медики подтвердили среднюю степень потери здоровья у Ивановой, зафиксировав этот статус на три года. Когда нарвитянка говорит о своей проблеме, ее бросает в слезы, но она заверяет, что это не признак слабости и отчаяния, уверяет, что будет продолжать добиваться справедливости и ухаживать за братом, разумеется.
Наша справка:
В 1992–1993 годах Хельмен Кютт работала секретарем Эстонского Красного Креста.
В 1993–2011 годах она была занята на различных должностях в самоуправлении Вильянди: являлась социальным советником, заместителем мэра и руководителем социального департамента.
Роман Викулов
Материал по теме:
Нарвитянка не оставляет надежды на то, что власти помогут |
Когда попечитель остается попечителем, но остается без пособия |