С осени этого года эстонские основные школы, в которых как минимум 10% учащихся составляют дети с другим родным языком, будут получать дополнительное финансирование.

Министерство образования разработало план поддержки школьников
Иллюстративное фото: tlu.ee

Подробнее о плане Министерства образования, разработанного для поддержки русскоговорящих школьников в эстонских школах, в интервью для передачи “Подробности” на Радио 4 рассказал глава отдела многоязычного и инклюзивного образования Ингар Дуболазов.

– Если в 2017-2018 годах в эстонских основных школах учились где-то 3000 учеников с другим родным языком, то сегодня их число превышает 5000. Рост очевиден.

– Что же для школ будут означать грядущие изменения?

– Те школы, в которых учится как минимум 10% учеников с неродным эстонским языком, могут получить дополнительную дотацию: на каждые 8 учеников с другим родным языком будет по два дополнительных предмета в неделю. Школы сами смогут выбирать, на какие предметы эту дотацию тратить. Можно сделать дополнительные консультации для учеников-неэстонцев или дополнительные уроки эстонского языка, или дополнительные групповые занятия по какому-нибудь предмету, например природоведению.

Для нас важно, чтобы дополнительные уроки, организованные для учеников с другим родным языком, проходили на эстонском языке. Мы общались с директорами разных школ в Ида-Вирумаа и Таллинне, и они говорят, что эстонским школам сейчас необходимы дополнительные уроки для иноязычных ребят, которые могут отставать по предмету от одноклассников. Новая мера поддержки позволит заниматься с этими учениками отдельно и учитывать их уровень владения эстонским.

– Кто будет проводить эти дополнительные предметы? Нужно будет нанимать дополнительных учителей или школы должны будут сами справляться?

– Это зависит от размера школы и от того, насколько велик процент учеников-неэстонцев. Да, некоторым школам можно будет и нового учителя нанять. Например, если посмотреть на Ярвескую школу города Кохта-Ярве, то наша примерная калькуляция показала, что они могли бы на эти деньги нанять учителя на полную ставку. Все зависит от конкретной суммы, которую получит та или иная школа, и от того, как школа этой суммой распорядится.

– О каких суммах идет речь? На что школы могут рассчитывать?

– Во-первых, напомню, что в школе должна быть определенная пропорция иноязычных учеников. Что касается сумм, то мы просчитывали варианты на примере эстонской школы в Кохтла-Ярве. Получается, что они в год могут получить дотацию в 38 000 евро. В школе примерно 160 учеников. На группу в год выделяется примерно 2350 евро.

– И сколько школ смогут воспользоваться этой мерой поддержки?

– По данным Эстонской образовательной инфосистемы, школ, которых эта мера коснется в первую очередь, насчитывается 30. Если говорить вообще о школах, где есть иноязычные ученики, то таких 70.

– Вы сказали, что в эстонских школах все больше учеников, у которых родной язык не эстонский, чем вызвана такая тенденция? Родители становятся более осознанными, у них больше мотивации отдавать своих детей в эстонские школы?

– Да, именно так. Все мы понимаем, что знание языка – это богатство. И знание эстонского языка в Эстонии важно. Родители стали осознанными и принимают осознанные решения. Пообщавшись с директорами русских школ, мы можем утверждать, что и там ситуация меняется. Например, в русской основной школе города Йыхви открываются два первых класса: один участвует в государственной программе “+1 один учитель-эстонец”, а другой – класс с ранним погружением. В русских школах есть спрос на эстоноязычное образование в каком-то объеме, а в некоторых школах даже не открывают классы, в которых преподавание ведется лишь на русском языке.

– С какими трудностями сталкиваются русские ученики в эстонских школах?

– Трудности, конечно, у всех весьма схожие, если язык оставить за скобками. Однако языковой вопрос, безусловно, играет свою роль. Ведь уровень знания языка у всех разный. Многое зависит от того, в какой садик ходил ребенок, в какой мере его поддерживают родители. Часто школы сталкиваются с такой проблемой, что родители дома не могут помочь детям с уроками на эстонском языке. Без сомнений, и перед школами стоит задача наладить контакт с семьей, чтобы родители чувствовали поддержку школы. Конечно, интересы ребенка здесь во главе угла.

ERR.EE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *