Одной из приглашенных звезд, выступивших в Нарве в рамках празднования Дней города, стал любимый многими певец и композитор Игорь Корнелюк. Разговор о том, какую музыку пишет он сейчас и почему у него так мало новых песен, мы вели с Игорем Евгеньевичем после его часового концерта на Петровской площади.
Новость изнутри
2 июня маэстро пел вживую, много шутил, рассказывал истории о своей жизни, делился своими наблюдениями. Например, о том, что с возрастом появляется опыт, который учит лишь тому, как не надо делать, а что и как надо, тому, увы, не учит.
– Публика у вас замечательная. Я нисколько не кокетничал, когда говорил со сцены, что очень люблю Нарву и нарвскую публику, – заверил певец журналистов после концерта.
Игорь Корнелюк уже не раз выступал на нарвских Днях города с концертом. Несколько лет назад он давал выступление и на праздновании Дня города Силламяэ. Вообще же с Прибалтикой у Корнелюка связаны многие добрые воспоминания. Первый раз он посетил Эстонию, ещё учась в Ленинградском музыкальном училище, приехал на зимние каникулы с другом из Силламяэ. После «миллион раз» посещал Нарву проездом или с концертами, а одно время с женой Мариной, признается, даже ездил к нам за продуктами, так как «в Нарве продукты вкуснее».
В молодости Игорь Евгеньевич много сотрудничал с Анне Вески (написал дня неё целый цикл песен), часто встречает её и сейчас в Москве и Санкт-Петербурге. Тепло отзывается о «Яше» (Яаке Йоале), с которым имел общий интерес – автомобили. Был знаком с Георгом Отсом, «великим певцом», говорит, что тот напоминал ему Фрэнка Синатру по своей внутренней природе.
Кто есть кто
Свою первую песню под названием «Россия, милая Россия, берёзок стройные стволы…» Игорь Корнелюк написал в 9 лет. С 12 лет по выходным выступал во дворце культуры с ансамблем. К моменту поступления в консерваторию у него уже была семья, которую нужно было содержать, поэтому он сочинял романсы, музыку к кинофильмам и театральным постановкам, написал симфонию. В этот период он осваивает синтезаторы и компьютеры. С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку. В 1988 году Корнелюк начал сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг», впервые вышел в финал фестиваля «Песня года1988». Его самые известные песни — «Дожди», «Билет на балет», «Возвращайся», «Мало ли», «Дьен», «Милый» и др. Всего же он написал более ста песен, плюс создал музыкальную студию.
Игорь Корнелюк – композитор, пишущий музыку для кино. «Город, которого нет» из сериала «Бандитский Петербург» – один из самых знаменитых хитов. Музыка Корнелюка звучит в фильмах «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба» и многих других.
Однако за последние три года, говорит Игорь Евгеньевич, он не взял ни одного заказа для кино, потому что писал оперу, о создании которой давно мечтал.
– Честно говоря, я даже не предполагал, что это так тяжело. Во-первых, пришлось многому учиться, ведь нужна другая, отличающаяся от привычного мелодика. Во-вторых, опера – это не четыре песенных минуты, а два с половиной часа, во время которых необходимо держать драматургию, завладеть вниманием слушателя, не отпускать его ни на секунду и не раскрыть раньше времени музыкальные темы. Помимо написания собственно оперы, я ещё оркестровал её, выверив каждую нотку для каждого музыкального инструмента. Буквально несколько дней назад я закончил работу и теперь безумно счастлив. Я всегда радуюсь, когда приходится преодолевать себя, – рассказал нам маэстро.
По его мнению, классическая опера как жанр умерла ещё 150 лет назад. Корнелюк уверен, что сегодняшней публике «давать оперу» в классическом виде просто невозможно, поэтому его новое произведение написано в новом жанре, это – «как бы игра в оперу», рождественская сказка без привязки к конкретной стране и времени. Сейчас маэстро ведёт переговоры о постановке, но раскрывать подробности не хочет, боясь «сглазить».
– Моя опера — это двухчасовая история про любовь, верность, предательство. Мне кажется, она получилась. Если к концу оперы публика не будет сидеть и плакать, буду считать, что выбросил три года своей жизни псу под хвост, – эмоционально делится Игорь Евгеньевич.
– А почему в последнее время вы почти не пишете песен?- спросил у маэстро ваш корреспондент.
– Потому что сейчас в день песен пишется больше, чем во времена моей юности писалось за год. Сейчас пишут все – и кто может, и кто не может. А у меня такой характер: не люблю заниматься тем, чем занимаются все. Поэтому я и переключился на оперу. Когда в юности я писал песни, меня, честно говоря, больше занимал процесс звукозаписи, мне нравилось работать в студии. Тогда, в 80-е, хорошо звучащая фонограмма была почти чудом, потому что этого никто не умел делать. Теперь у меня есть одна из самых лучших студий в мире, говорю без ложной скромности, которая позволяет мне писать действительно то, что мне интересно. А песенный жанр, на мой взгляд, сейчас переживает кризис. Чем более массовым становится искусство, тем оно мельче, подтверждением чему служит конкурс «Евровидение», где поют по принципу «неужели Шаляпин пел громче меня?!». Я посмотрел его пару раз и впал в тоску. Музыка должна быть носителем эмоций, если нет, то зачем она нужна?
Другая жизнь
С женой Мариной Игорь Евгеньевич знаком со времени учебы в музыкальном училище, она училась на отделении хорового пения. Поженились они, когда им было по 19 лет. В 1983 году у них родился сын Антон. Сын не пошел по стопам родителей, посвятив свою жизнь компьютерным технологиям.
3 ПРОСТЫХ ВОПРОСА:
– Какую музыку вы слушаете?
– Я не слушаю современных исполнителей, потому что это вредно для здоровья. Я получаю наслаждение от музыки Чайковского, Малера, Брукнера. Неожиданно для себя стал слушать Вагнера, которого в юности терпеть не мог. А теперь я понимаю: какое это наслаждение, какая мощь, какой гений!
– Вы пошутили на концерте, что в Нарву приехала «половина от прежнего Корнелюка», похвалившись 30-ю потерянными килограммами. Как вам это удалось?
– Благодаря усилиям любимой жены Марины, которая отвечает за мою диету. Когда она мне в первый раз на ужин подала какой-то фруктовый салат, я был оскорблен. Подумал: сразу что ли её убить, или пусть поживет до утра?! Но когда утром ты чувствуешь себя легко, сахар в крови в норме, как и давление – это очень много значит. В молодости я страдал от давления 220 на 120, а теперь чувствую себя отлично. (Пять лет назад певец сообщил журналистам, что у него сахарный диабет – прим. ред.).
– Вы много путешествуете. Какие города и страны вам по нраву?
– По сути я человек северный, которому очень нравится Скандинавия, Дания, Германия, их города и природа. Но в то же время мне нравится и Барселона… Просто есть такие места, где чувствуешь себя как дома, где тебе легко и тепло. Так я ощущаю себя, например, в Германии – каждый раз, приезжая туда, думаю, что вернулся домой. Если верить в реинкарнацию, то я там жил. Объяснить это невозможно: когда идёшь по улице и вдруг понимаешь, что вот там, за поворотом улицы, на которой находишься впервые в жизни, сейчас появится конкретный дом. Поворачиваешь – и тебе становится плохо от того, что ты действительно видишь его…
Софья Боборенко