Учителем года в Нарве конкурсная комиссия на торжественной церемонии в начале октября назвала Елену Яковлеву – преподавателя эстонского языка из Кесклиннаской гимназии. При этом для учительницы эстонский не является родным – когда-то она сама выучила его с нуля.

 

Елена выучила эстонский сама и теперь успешно учит других

Новость изнутри

Победа в конкурсе стала для Елены Яковлевой большой неожиданностью. Хотя список достижений её учеников вполне объясняет выбор жюри. Как рассказала сама победительница, ежегодно её ученики оказываются среди победителей проходящих в Нарве конкурсов художественного перевода и спонтанной речи на эстонском языке. Но самая большая её гордость – Александр Юшков, который в прошлом году не только окончил школу с золотой медалью, но и занял первое место в республиканской олимпиаде по эстонскому языку как иностранному.

Елена Яковлева считает, что успехи её учеников – результат их целеустремлённости и совместной работы с учителем. По мнению преподавателя, работать в современной школе сложно, поскольку дети – очень разные, и к каждому требуется найти свой подход, чтобы ребёнок усвоил нужные знания, вырос успешным, конкурентоспособным.

Кроме работы в школе, учитель года также ведёт курсы эстонского языка для взрослых.

 

Кто есть кто?

Елена Яковлева родилась в Нарве, училась в 12-й школе. После уроков часто заходила на работу к маме – в детский сад. Там она не только видела, как работают воспитатели, но и сама нередко по их просьбе играла с малышами. Возможно, вспоминает Елена Яковлева, тогда у неё и возникло желание посвятить себя преподаванию.

Елена закончила Нарвскую высшую школу по специальности «воспитатель детского сада» (рассказывает, кстати, что эстонский там преподавали довольно слабо, и после обучения язык пришлось “подтягивать” на курсах Михаила Стальнухина).

Получив диплом, Елена пошла в русский детский сад, но через 2 года эту работу потеряла. Новое рабочее место ей предложили в эстоноязычном садике, а из управы параллельно пришло предложение поступить на заочную учёбу в Таллиннский педагогический университет, чтобы в будущем стать учителем эстонского языка в школе.

Со всеми предложениями Елена согласилась. И начался тяжелейший период в её жизни: днём – работа, по вечерам – учёба, периодические поездки в Таллинн на учёбу и экзамены. Елена Яковлева вспоминает, что слёз было пролито немало. Из 30 с лишним сокурсников 4 года обучения выдержали чуть больше десяти человек. Но эстонский Елена, в итоге, освоила, причём с помощью не только преподавателей, но и детей в садике, и подружек по университетскому общежитию – девушки с Сааремаа и Хийумаа как могли поддерживали студенток из Нарвы и Кохтла-Ярве.
Другая жизнь

Детей и мужа у Елены Яковлевой нет, но, уверенно замечает она, – будут. Сейчас же после работы её ждут дома больше сотни комнатных цветов. Елена рассказывает, что цветы в её квартире – самые разные, но предпочтение она отдаёт орхидеям и тем цветам, которые дают много зелени.

 

3 простых вопроса:

– Вы строгий учитель?

– Дети говорят, что да. Но, может быть, благодаря этой черте моего характера дети и достигают таких хороших результатов. Иногда можно дать поблажку, но если поблажка будет даваться всё время, никто ведь ничего делать не будет, верно?

– Вам, преподавателю языка, сложно самой выучить какой-то другой язык, не тот, с которым вы работаете?

– Кроме эстонского я сейчас других языков, к сожалению, не знаю. Несколько лет назад я ходила на курсы английского, но столкнулась с проблемой. Возникали такие ситуации, когда преподаватель меня о чём-то спрашивает на английском, я прекрасно понимаю его, понимаю тему, которую мы изучаем, но я автоматически отвечаю ему по-эстонски. В конце концов я решила, что, наверное, не судьба. Тем более, что времени практически нет, а для изучения языка нужно время, время и ещё раз время.

– Трудно ли научить эстонскому языку не гуманитария, а человека с математическим складом ума?

У нас в школе “а”-классы были математическими, я часто преподавала именно в них. И я бы сказала, что как гуманитарий, там и “математик” может хорошо овладеть языком. Язык ведь это тоже какие-то правила, формулы, алгоритмы, и, объясняя грамматику, я очень часто стараюсь найти ассоциации с цифрами, с формулами.Насколько хорошо “математикам” даётся язык, зависит от того, есть у ученика мотивация или нет.

 

Николай Андреев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *