Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт»

ДВА МНЕНИЯ

Держать власть под контролем

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт»

В мае мир отмечает Всемирный день свободы печати. Если мы и дожили до какого-то бесспорного изобилия — то это информация. Она проникает в нашу жизнь через газеты, радио и телепередачи и, конечно же, через интернет. От печатной продукции уже распирает наши почтовые ящики: здесь и званые гости — газеты по подписке, и не сильно званые: газеты бесплатные, реклама… Ну, а в интернете мы уже практически живем: многим он теперь и друг, и учитель, и вторая половина.

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт» + ДВА МНЕНИЯ

Фото: Елена Полуэктова

НАША СПРАВКА:

Стен-Кристиан Салувеер, 38 лет. Творческую карьеру начал еще будучи тинейджером. Вначале — музыкант (классическая гитара), затем продюсер, руководитель постпродакшн, (производство видео и звука для ТВ), широкую известность приобрел как международный продюсер фильмов (Европа, Азия: Корея, Япония).

Стен-Кристиан. Параллельно я интересовался технологиями и тем, как встречаются и соединяются технологии творчества и медиа. И примерно 7 лет назад я стал уже полностью заниматься консультированием в области медиаинноваций. В то же время работал с фестивалем «Темные ночи», отвечая за связь с зарубежными, эстонскими и региональными продюсерами.

2 года назад Европейская комиссия предложила мне заняться развитием цифровых стратегий (маркетинг и продвижение). Все сошлось вместе в этом году, когда мы решили запустить наш собственный акселератор (ускоритель медиа).

Да, информации море. И можно было бы быть этим довольными, если бы время от времени наше «райское наслаждение» не смущали медиа-эксперты: а ведь это ваше изобилие в немалой своей части — всего лишь «информационный шум», говорят они нам. Ничего не дающий ни уму, ни сердцу, да и для повседневной жизни ничего не значащий.

Все чаще приходится к тому же слышать, что с помощью информации нами манипулируют – делают игрушками в чьих-то руках. Что независимых средств массовой информации (СМИ) мирового уровня становится все меньше, их уже просто единицы. Соответственно, информируют нас в зависимости от того, какого курса медиа придерживается, а если копнуть еще глубже — кто этот курс ему задает. Много ли среди нас людей, которые могут похвалиться, что точно разобрались, была ли на самом деле газовая атака в Сирии, о которой мир известили «белые каски»? И кто те злодеи, что «подняли руку» на отца и дочь Скрипалей?

Так откуда же мы будем узнавать правдивые новости впредь, что произойдет с нашей медиаиндустрией в ближайшем будущем? Об этом мы беседуем с экспертом Стеном-Кристианом Салувеером, с которым нам повезло познакомиться на Нарвском медиахакатоне.

Где брать средства? Масштаб уже глобальный

– Стэн, имея столь богатый профессиональный багаж и обзор, как вы считаете, достаточно ли в Эстонии развита медиаиндустрия — и цифровые СМИ, и традиционные?

– Смотря с чем сравнивать..

– Как мы выглядим на фоне остальной Европы?

– В Эстонии те же проблемы, как везде в Европе и в мире. Первая проблема связана с тем, что очень сильно изменились привычки у аудитории. Во-первых, очень заметен серьезный разрыв между поколениями. Но у нас плюс к этому еще есть разрыв между сообществами и языками.

Поэтому, если 5 лет назад мы как журналисты думали, что можем обращаться к массовой аудитории, к очень большому количеству людей, сейчас становится понятно, что теперь должны говорить только по поводу конкретных вопросов с очень небольшими группами. И в этом смысле возникает проблема финансирования. Потому что когда у тебя нет большой аудитории, как ты заработаешь, на чем? То есть как ты должен суметь заработать на маленькой аудитории?

– Это всегда была ключевая проблема для региональных СМИ. Теперь мы не одни такие?

– Теперь это глобальная проблема. Об этом говорят везде, на какую бы конференцию ты ни приехал, в какой бы беседе ни участвовал… Главный вопрос — какова теперь должна быть бизнес-модель успешного медиа? И проблема в том, что мы находимся в межпространстве — мы уже не там, где были (имеются в виду традиционные СМИ), но мы еще не там, где могли бы быть. Скажу больше: никто не знает, ЧТО это может быть.

Информировать, а не рекламироваться

– Некоторые гиперлокальные СМИ, например, городские, региональные газеты нашли для себя выход в том, что они очень тесно сотрудничают с самоуправлением. То есть мэрия выделяет средства на их издание. Есть другой способ — получать деньги от самоуправления за размещение их рекламы, информационных текстов. В Таллинне это газета «Столица», в Нарве – «Город», в Кохтла-Ярве «Панорама». В то же время в Эстонии любят говорить, что вот у нас-то, в отличие, к примеру, от России, очень свободная журналистика. Как вы относитесь к столь тесному сотрудничеству самоуправлений и газет?

– Я не был бы столь критичен по отношению к местным медиа, потому что, как мне кажется, население здесь понимает, что они субсидируются и должны играть определенную роль. Главная их роль — канал коммуникации по поводу мероприятий и действий, которые предпринимает власть.

– Придется вас огорчить: не всем удается соблюсти эту «диету». Не зря специальная комиссия Рийгикогу по борьбе с коррупцией недавно объявила, что проведет проверку газет, сотрудничающих с местными властями информационно, не рекламируют ли себя власти во время предвыборных кампаний.

– Но если мы смотрим на систему в целом, на мнение о ней населения и на расследовательскую журналистику в Эстонии, в принципе, наше дело как страны обстоит довольно неплохо. Однако сейчас появилась еще одна специфическая проблема — то, что у нас стало слишком много информации.

Соответственно, большой вызов для журналистики – как не просто доставить до читателя некое содержание, но доставить содержание, которое имеет какой-то смысл и придает смысл самому узнаванию. Новые технологии дают громадные возможности для того, чтобы решать эту проблему.

Четверка, прибравшая мир к своим рукам

– Новые технологии — это замечательно. Интернет практически дал нам возможность прожить две жизни, то есть жизнь до него, и с ним. Но что делать с издержками? Масса информационного мусора: ни о чем, недостоверно, малограмотно… Террористы получили прекрасную возможность общаться из любой точки планеты через социальные сети, мессенджеры. Об этом знают уже все, а что вызывает ваше беспокойство как медиаэксперта?

– Одна из проблем, над которыми мы сейчас работаем, которые надо как-то решать и мы об этом думаем с нашим Министерством культуры и с Еврокомиссией, это то, что сегодня практически четыре компании контролируют 90 процентов мирового содержания — это Google, Apple, Amazon, Facebook.

Приведу пример: через 2 недели мы организуем в Таллинне конференцию, очень статусную. К нам приезжает один спикер из Голландии. Они только что у себя в стране провели исследование (очевидно, спикер будет об этом говорить), в результате которого выясняется, что средний голландец 4 часа в день так или иначе проводит с разными интернет-устройствами (планшеты, смартфоны и т. д.), из этого времени как минимум 3 часа уходит на эти 4 суперплатформы. Я думаю, в Эстонии ситуация такая же.

И сейчас большой вопрос для нас: что мы должны делать? Потому что мы как журналисты знаем, что занимаясь каждый своим профессиональным делом, мы в то же время конкурируем со всеми этими гигантами, конкурируем за время и внимание аудитории. И возникает большая дилемма, серьезный вопрос — не должны ли мы брать содержание, которое производим, и доставлять его до адресата через эти четыре платформы, потому что нам нужно дотянуться до максимально большей аудитории.

Газета и журнал возвращаются

– Ясно: долой сайты и порталы, будем заселяться на суперплатформы — если будем… Но не означают ли все эти проблемы кончину принта, то есть исчезновение бумажных изданий?

– Нет.

– Как считаете вы, представитель «цифрового» поколения, за что можно любить газету, хотеть читать ее?

– Я вижу тренд, что нечто физическое (что можно подержать в руках) и местное — потихоньку возвращается. Ясно, однако, и то, что это не вернется туда, где было когда-то. Масштабы уже не повторятся.

– Да, «Нарвская Газета» (точнее, ее прародители) тиражом 15 тыс. экземпляров, это уже история. Но могу со всей достоверностью подтвердить: людей, по-настоящему в ней нуждающихся, по нынешним стандартам более чем достаточно. Однако сегодняшним издателям былые тысячи душу бередят…

– Модель, которая укрепится в локальном издании — сначала содержание производится на цифровых носителях (сайты, странички в социальных сетях — ред.). Печать же будет вторичным сегментом, премиальным продуктом.

Из-за того, что у местных изданий такое уникальное знание аудитории, можно найти множество способов, как монетизировать этот ресурс, в частности, через таргетирование рекламы. Правда, сейчас возникла еще одна проблема: очень мало остается того, что можно назвать настоящей журналистикой, ведь журналистика — это не просто новости, это понятие более глубокое: жизненные истории, расследования. И редакции должны подстроиться под это требование времени.

Ну что же, дорогой читатель! Поблагодарим молодого медиа-эксперта за этот обстоятельный прогноз. И договоримся: унывать мы не будем. На страницах наших изданий уже появились и жизненные истории, и обстоятельные интервью, и даже истории-расследования. Стало быть, мы на верном пути?..

В переводе с профессионального:

Информационный шум — неотфильтрованный поток информации, в котором полезность полученных данных уменьшается прямо пропорционально количеству этих данных;

монетизация – процесс получения дохода в денежном эквиваленте при помощи собственного интернет-ресурса;

таргетирование – нацеливание рекламного сообщения на определенный сегмент целевой аудитории.

Татьяна Завьялова

Два мнения

Каким средствам информации вы склонны доверять?

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт» + ДВА МНЕНИЯ

Антон ОСИПОВСКИЙ, член правления Нарвского Творческого Инкубатора OBJEKT:

– В современном мире довольно неразумно доверять какому-то отдельно выбранному средству массовой информации, так как СМИ часто используются либо как маркетинговый инструмент, либо как средство откровенной манипуляции. К сожалению, нельзя констатировать обильный выбор независимых источников информации, так как всё больше основным доходом СМИ становится реклама, которую сложно продавать, если не быть, в определённом понимании, «гибким».

С другой стороны, с развитием Интернета и системы пожертвований, которая уже стала довольно привычна пользователям, я надеюсь, стоит ожидать всплеска независимой журналистики в ближайшем будущем. Такие примеры есть уже сейчас, и они вполне успешны, однако сама модель высокорисковая, поэтому отпугивает традиционные медиа.

В свою очередь, на текущий момент я предпочитаю социальные медиа средствам массовой информации, особенно учитывая, что в соседнем государстве блогеров с большим количеством подписчиков приравняли к СМИ – это вполне релевантный ответ на поставленный вопрос. При этом я часто являюсь подписчиком и слежу за авторами с кардинально отличающимися позициями и не только в политике или освещении актуальных новостей, но в том числе и в технологиях.

Блогерской среде свойственна реакционность и стремление спорить друг с другом, а как известно, в споре рождается истина. Поэтому за обзором одних и тех же новостей интересно наблюдать с разных сторон и, в результате, выносить самостоятельное мнение. Если подводить некую черту, то я склонен доверять не средствам массовой информации, а только самому себе.

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт» + ДВА МНЕНИЯ

Юлия РОДИНА, координатор программ в Эстонии Медиацентра Стокгольмской школы экономики в Риге, главный редактор портала Delfi на русском языке в 2012-2017 г.г.:

– Я доверяю СМИ, которые меня не подводили. Могу прекрасно понять читателей, которые не верят прессе и подозревают ее в манипуляциях, потому что, когда уже пятый заголовок за день обманывает твои ожидания, ты начинаешь думать, что все эти журналисты сговорились.

Я всю жизнь работаю в СМИ и с журналистами. Потому совмещаю две роли – читателя и того, кто находится по ту сторону экрана или газетной страницы. И эти двое очень критичны друг к другу. Читатель говорит, что если уж он хочет пойти и почитать желтую прессу, то подавайте все пятьдесят ее оттенков. А журналист сетует, что читателю еще учиться и учиться отличать «Комсомольскую Правду» от правды.
У нас недостаточно ведется широких общественных дискуссий о журналистской этике и критериях качества медиа в целом. Ведь это касается не только журналистов, которые в большинстве своем все же знают, какой их работа должна быть, но и читателей, которые должны понимать важность этих критериев и формировать запрос на качественную журналистику. В итоге «ногами», кровными евро, кликами выражая свое недоверие.

В силу моей работы я потребляю очень много самых разных медиапродуктов. И даже тех, кому я не доверяю, потому что эту область тоже хочется понимать.

Если мы говорим о традиционных медиа – газетах, радио, порталах и т.д. – то здесь мне всегда хочется понимать, кто этим СМИ владеет, какие отношения у редакции с рекламой и, в конце концов, не стыдно ли журналистам делиться своими текстами в социальных сетях.
Кстати, о блогах и информации в соцсетях в принципе: по-моему, здесь помогает здоровая доля скепсиса (или недоверия), каким бы симпатичным ни казался автор.

Пусть ваша читательская интуиция вас никогда не подводит!

Держать власть под контролем

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт» + ДВА МНЕНИЯ

3 мая отмечалась 25-я годовщина Всемирного дня свободы печати. Его главное мероприятие состоялась в Аккре (Гана).

Тема, выбранная для празднования Всемирного дня свободы печати в этом году – «Держать власть под контролем: СМИ, правосудие и верховенство права». Во всем мире по случаю Всемирного дня свободы печати были организованы десятки мероприятий.

Программа международной конференции в Аккре отражала вклад средств массовой информации в подотчетность правительств и прозрачность выборов. Участники мероприятия проанализировали пути укрепления способности судебных органов защищать свободу печати, а также риски, связанные с попытками регулирования контента в Интернете.

Коалиция крупных новостных организаций со всего мира присоединится к ЮНЕСКО в деле пропагандирования значимости и силы качественной, оригинальной и независимой журналистики. Посредством публикации печатных и цифровых сообщений данная коалиция будет побуждать читателей не ограничиваться своими платформами и использовать широкий спектр качественных источников новостей.
В качестве лауреата Всемирной премии ЮНЕСКО/ Гильермо Кано независимое международное жюри, в состав которого входят профессионалы в сфере СМИ, выбрало отбывающего тюремное заключение египетского фотожурналиста Махмуда Абу Зейда, известного как Шокан.

Всемирный день свободы печати был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

По информации ЮНЕСКО

О проекте “Место встречи” читайте ЗДЕСЬ.

Эксперт: Газета выживет, но из предмета первой необходимости превратится в «премиальный продукт» + ДВА МНЕНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *