Воспитанники закрытого недавно Нарвского детского дома заселились в построенные для них коттеджи. 15 июля министр социальной защиты Маргус Цахкна торжественно передал символический ключ от новых домов мэру Нарвы Эдуарды Эасту.

+Видео. Детский дом: уже  по-семейному,  но пока еще без «родителей»

Детдом стал городским

Кроме министра и мэра на торжественную церемонию собрались многие руководители города, уездный секретарь Эве Эаст, благотворители, ранее помогавшие детдому, представители строителей. Маргус Цахкна, Эдуард Эаст и депутат парламента Михаил Стальнухин перерезали символическую ленточку и пожали друг другу руки.

Маргус Цахкна является не только министром, но и председателем партии “Союз отечества и Res Publica”, то есть политическим оппонентом центриста Михаила Стальнухина, однако господин Стальнухин особо отметил, что при строительстве новых домов для детдома они плодотворно сотрудничали.
Министр отметил, что для детей, которые не имеют своей семьи, очень важно перебраться в дома, где создана максимально близкая к семейной обстановка. Он рассказал, что подобные дома построены уже во многих городах Эстонии.

Как рассказала вице-мэр Нарвы по социальным вопросам Татьяна Пацановская, начало реорганизации Нарвского детского дома было положено в 2011 году, когда город Нарва, уездная управа, Министерство социальных дел и МВД подписали соответствующее соглашение. Государство передало Нарвский детский дом городу, в ведении которого он стал одной из частей Нарвского центра социальной работы, куда входят также Дом попечения, Детский приют и ночлежка. При этом государство взяло на себя строительство новых зданий для детдомовцев – трёх одноэтажных домов на ул. Юханова (за церковью, что на ул. Раквере). Также государство продолжает полностью финансировать содержание детдомовцев.

Цель реорганизации, по словам Татьяны Пацановской, заключалась в том, чтобы улучшить жилищные условия детей, при этом изменив сам принцип оказания “услуги замещающего дома”, как это именуется официально.

– Мы создали детям условия, максимально приближенные к семейной жизни, – сказала вице-мэр. – Чтобы у детей была возможность принимать участие, например, в приготовлении пищи, в уборке помещения.

Два дома заселили ещё до  церемонии официального открытия. Но на время торжества детей увезли на отдых в Тойла-Ору. Третий коттедж принял детдомовцев уже после церемонии. По словам Татьяны Пацановской, после долгих споров решено было не беспокоить их мероприятием с участием высоких гостей, а позже провести праздник новоселья уже специально для детей.

 

Почти семьи по 8 детей

В каждом из трёх новых коттеджей проживают по 8 детей разных возрастов. В этой “семье” нет постоянно живущей с детьми “мамы”, как, например, в Детской деревне SOS в Нарва-Йыэсуу. Вместо неё в каждом доме по сменам работают воспитатели и помощники воспитателей.
Горячую еду детям и воспитателям (а питание здесь четырёхразовое) привозят из общей кухни Центра социальной работы. Однако полностью оборудованная кухня позволяет жильцам коттеджа приготовить что-то самостоятельно.

– Прибежать с улицы и сделать себе бутерброд или съесть булку с вареньем или со сгущёнкой – это всё можно, всё максимально приближено к тому, что есть в семье, – сказала руководитель Центра социальной работы Татьяна Стольфат.

Детдомовцы, как и в обычной семье, ходят в детский сад или школу, в различные кружки и проводят вместе свободное время.
В детском доме сейчас живут дети из разных городов Ида-Вирумаа, не только из Нарвы. Оставшиеся без родителей юные нарвитяне живут также в других детских домах уезда.

– Часто это зависит от специфики, – говорит Татьяна Пацановская. – Например, есть детские дома, более приспособленные для детей с недостатками здоровья.

Работают с детьми 17 человек. По словам Татьяны Стольфат, при реорганизации сократили весь вспомогательный персонал (в старом детдоме было 29 сотрудников).

 

Современные и лаконичные

Переезд детдома задержался почти на месяц. Город отказывался принимать коттеджи, поскольку в них не было пандусов для инвалидных колясок и мебели. Получилось, что коттеджи ещё не были готовы к переезду к тому моменту, когда государственный Нарвский детский дом преобразовали в часть городского Центра социальной работы. Из-за этого старое здание детского дома некоторое время находилось в ведении города, в  пятницу, 17 июля, город передал здание обратно государству. Дальше Riigi Kinnisvara (АО “Государственное имущество”) будет решать его судьбу. Пока своих планов АО не обнародовало.

Между городом и Министерством социальных дел были разночтения и относительно внешнего вида домов. Почему-то их спроектировали полностью чёрного цвета. По настоянию городских властей деревянные детали перекрасили в жёлтый, они стали выглядеть чуть менее мрачно.
Внутри каждого коттеджа – 6 детских комнат, есть предназначенные для двух детей, есть – для одного ребёнка, имеются и помещения для воспитателей. Обстановка очень лаконичная – простая щитовая мебель древесного цвета (причем  пока она сильно пахнет столярным клеем). Комнаты выходят в общую гостиную, в которой устроены места для игр, для чтения, имеется кухня с необходимой техникой и большой обеденный стол, за которым могут собраться все дети, воспитатель и его помощник.

Предусмотрены хозяйственные помещения – места для стирки и сушки белья со всем нужным оборудованием, гардеробная для хранения сезонной одежды, ванная и туалет, приспособленные для детей с недостатками здоровья, обычная душевая и даже сауна. Есть небольшие кладовые, где можно хранить садовую мебель или, например, велосипеды.

Дома оснащены современным энергосберегающим оборудованием. Отопление и обогрев воды обеспечивают геотермальные тепловые насосы, воду предварительно подогревают также вакуумные солнечные коллекторы, установленные на крыше с южной стороны. Вся климатическая система легко управляется с одного пульта.

Вокруг трёх коттеджей на огороженной территории – зелёная зона с игровыми площадками.

 

“Мама” с “тётей” или воспитатель с помощником?

– На сегодняшний день в Эстонии есть разные системы работы детских домов, – сказала Татьяна Пацановская. – Есть система, где живёт так называемая “мама” и, возможно, “папа”, в их отсутствие приезжает “тётя”. У нас остаётся система с воспитателями. К этому готовы работники детского дома. Мы хотели, чтобы процесс реорганизации прошёл менее болезненно, чтобы дети переехали с теми сотрудниками, к которым они уже привыкли, с которыми возникли доверительные отношения. Сейчас я не могу сказать, на какой системе мы остановимся в дальнейшем.

Татьяна Стольфат присоединяется к этому мнению.

– Персонал, который работает здесь, перешёл в наше учреждение с 1 июня. И нам нужно время, чтобы понять, способны ли мы перейти на систему “мама-папа”, – сказала она. – Это очень серьёзно, потому что нужно подобрать персонал, обучить его… Сложно найти тех людей, которые готовы на 3 недели в месяц забыть, что такое личная жизнь и посвятить себя тем детям, которые здесь живут.  Важно, чтобы люди понимали, что они работают с непростыми детками. Чтобы у них оставались силы для воспитания этих детей, как своих. Вот это, наверное, существенно, а не то, какая система работы принята.

 

Наша справка:

Самому младшему детдомовцу из поселившихся в новых коттеджах, сейчас чуть больше года, самый старший – уже не ребёнок, ему 24 года, он учится в вузе и по закону до окончания учёбы имеет право проживать в детском доме за государственный счёт.

 

Николай Андреев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *