В среду, 20 апреля, в первой половине дня попасть в Эстонию через контрольно-пропускной пункт  можно было без очередей. За час наблюдения ни одного военного беженца из Украины  увидеть нам не удалось.

Украинка, приехавшая в Нарву, и рассчитывающая здесь остановиться, в один день испытала и радость, и шок: лишь только получила личный документ с эстонским видом на жительство, как тут же его лишилась.

Приезд считает вынужденным

Обратившаяся в нашу газету Татьяна (фамилия редакции известна), сообщала:

– Мне 31 год, я украинка и приехала с мужем в Эстонию после начала войны в Украине. Здесь нас встретили дружелюбно и отнеслись с пониманием, помогли в получении эстонских кодов, направили на дальнейшие действия. Огромное спасибо соцподдержке за советы и просто за то, что звонили и выслушали.

Свой переезд в Нарву Татьяна называет вынужденным: «Дело в том, что мы с мужем работали в России, но после войны выехали, так как больше не могли оставаться там, но и домой в Украину из-за войны вернуться не могли, наши родители и родственники живут в Украине. Ближайшей к нам страной оказалась Эстония».

Как пишет далее Татьяна, она и ее муж подали ходатайство о международной защите. Всю вышеприведенную информацию о себе пара указала, в их паспортах нужные штампы наличествовали. К радости ходатаев, они сразу же получили положительный ответ, для них были заказаны пластиковые документы.

Чтобы в такую ситуацию не попали

– Мы уже строили планы стать на биржу труда и прочее, оставалось только дождаться документов, – рассказывает Татьяна. – Но случилось такое, что просто сбило с ног. Мой вид на жительство пришёл через 12 дней, утром в полиции мне его выдали, но в этот же день позвонили и сказали, что документ аннулирован и нужно его вернуть. Как оказалось, мы вдруг перестали подходить под статус международной защиты, так как въехали в Эстонию из России.

Дополнительным поводом для расстройства Татьяны стало то, что не была удовлетворена просьба супругов выдать письменное уведомление об отказе, хотя бы по электронной почте. А поводом для обращения к журналистам – желание предостеречь от подобных исходов других людей.

– На мой вопрос, какой же теперь у нас статус, мне ответили, что теперь мы обычные туристы, – сообщает украинка. – Но как такое может быть? Мы въехали с другой целью, а не отдыхать или смотреть достопримечательности, и деваться нам некуда.

«Остаётся одна надежда на то, чтобы война закончилась и никто больше в такую ситуацию не попал», – заканчивает свое письмо украинка из России.

Письмо Татьяны мы, конечно же, без внимания не оставили: выразили сочувствие и попробовали договориться о встрече, чтобы разобраться в деталях истории. Женщина ограничилась благодарностью за ответ, сказав при этом, что случившееся повредило ее здоровью, что она обратилась за помощью к психологу и к встрече по этой причине не готова.

Однако возникающие в связи с письмом Татьяны вопросы остались для нашего издания открытыми: почему все-таки супругам отказали в виде на жительство в Эстонии? И главное – какие необходимы основания, чтобы граждане Украины, прибывшие из России, могли претендовать, а затем и получить статус международной защиты? За разъяснениями мы обратились в Департамент полиции и погранохраны Эстонии.

«В России проживал долгое время»

Но тут нас ждал сюрприз: из департамента нам сообщили, что обратившаяся к нам Татьяна ходатайствовала не о международной защите, а о защите временной.

В данном случае люди ходатайствовали о временной защите и сначала ошибочно ее получили, хотя не имели на это права, исходя из того, что они не жили в Украине до 24 февраля.

Временная защита – это, напомним, наиболее распространенная возможность перебраться в Эстонию для граждан Украины и членов их семей. Ее могут получить и люди с иным гражданством, у которых была международная защита в Украине.

Временная защита – вид на жительство сроком на один год. После ее получения военные беженцы имеют такие же права, как и у жителей Эстонии, например, право учиться, работать, через это получать и медицинское страхование. Ключевым требованием к ходатайствующим является то, что они должны были до 24 февраля 2022 года проживать в Украине. С нашей парой, прибывшей из России, была несколько иная ситуация.

Тогда из чего вообще возникла эта интрига: дали документ, взяли документ?

– В данном случае сотрудник Департамента полиции и погранохраны, занимавшийся рассмотрением ходатайства о предоставлении временной защиты, к сожалению, допустил ошибку, – говорит координатор бюро идентитета и статусов Департамента полиции и погранохраны Марина Пылдма.

То, что Татьяна не подходит для получения временной защиты, выяснилось в рамках дополнительной проверки департамента. «В данном случае люди ходатайствовали о временной защите и сначала ошибочно ее получили, хотя не имели на это права, исходя из того, что они не жили в Украине до 24 февраля», – подчеркивает в своем комментарии на наш запрос PPA.

Поэтому уже выданную пластиковую карту с видом на жительство попросили вернуть и признали недействительной. Что же касается фразы «стали обычными туристами», показавшейся Татьяне обидно-абсурдной, департамент отмечает: «Эту цитату сейчас проверить невозможно, так как в письме не указано, с кем она общалась, но то, чтобы представитель департамента ответил бы в такой формулировке, крайне маловероятно».

В заключение своего ответа Марина Пылдма напоминает, что граждане Украины сейчас имеют право находиться в Эстонии легально даже не ходатайствуя о временной или международной защите.

Если есть угроза преследований

Тогда несколько слов и о защите международной – возможно, Татьяне имело бы смысл ходатайствовать об этом? Каковы для нее основания? Ответы на этот и другие свои вопросы находим на сайте www.politsei.ee (имеется русскоязычный вариант).

«…Если имеются опасения, что на родине вы можете столкнуться с преследованиями по расовому, национальному, религиозному признаку, из-за принадлежности к общественному объединению или политических взглядов. Это относится и к людям, которые считают, что их возвращение в Украину может повлечь за собой серьезную угрозу, в том числе применение смертной казни, пыток, обращения или способов наказания, унижающих человеческое достоинство, или применение насилия из-за международного или внутригосударственного вооруженного конфликта”, – информирует сайт.

Пока ходатайство рассматривается, человек находится под опекой эстонского государства: в течение четырех месяцев ему обеспечивается размещение и содержание на тех же условиях, что и военным беженцам, находящимся под временной защитой. А вот на легальное трудоустройство на период длящегося производства имеют шанс далеко не все. Оно зависит от того, имелось ли у ходатая на это правовое основание до подачи заявления.

Так что нам остается Татьяне, как и всем прибывшим в Эстонию через Россию, посоветовать ходатайствовать о международной защите – такая возможность у них есть.

Как сообщили нам в бюро идентитета и статусов Департамента полиции и погранохраны, с 24 февраля 2022 года о статусе международной защиты ходатайствовало в Эстонии 72 гражданина Украины, в отношении 17 человек ходатайства уже удовлетворены. По состоянию на 18 апреля департаментом получено 20 871 ходатайство о временной защите.

Татьяна Завьялова
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *