Обсуждая проблемы безопасности, эстонские политики в первую очередь говорят о грядущем наплыве беженцев и военной угрозе со стороны России. В обоих случаях к обострению проблем приводит активная борьба с внешними угрозами, части которых в реальности даже не существует.

 

Рядовые жители Эстонии боятся беженцев, политики - непредсказуемую Россию

Бригадный генерал Артур Тиганик отмечает, что долгосрочный план обучения солдат выполняется, и вносить в него срочные коррективы не нужно. Николай Андреев

 

Беженцы превратились в фобию

На прошлой неделе Коммуникационное бюро правительства организовало для журналистов из Ида-Вирумаа двухдневный пресс-тур в Таллинн. В его рамках чаще всего при общении с прессой министры и высокопоставленные чиновники поднимали тему беженцев. Обстоятельный доклад о ситуации сделали, в частности, министр иностранных дел Марина Кальюранд и министр внутренних дел Ханно Певкур.

При той массе информации, которую сообщили министры, ничего принципиально нового они не сказали. Представители правительства по-прежнему успокаивают население, отмечая, что запланированные к приёму в Эстонии 550 беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки не окажут серьёзного влияния ни на культуру, ни на экономику страны. Особенно на фоне того, что в Эстонию ежегодно переезжает до 6 тысяч человек из других стран – для учёбы, работы, по семейным обстоятельствам. Но до сих пор ни один беженец, переплывший Средиземное море, в Эстонии поселиться не захотел.

Как рассказал министр внутренних дел Ханно Певкур, в Греции нашлась одна семья беженцев, которая согласилась жить в Эстонии, но через некоторое время она просто исчезла из поля зрения греческих властей.

С похожей проблемой сталкиваются даже богатые страны. Так, по словам Певкура, из ста беженцев, которых официально приняла Финляндия, половина, получив карту вида на жительство, уехали в неизвестном направлении. Та же проблема и в Нидерландах.

– На днях я говорил голландскому коллеге: для показухи мы легко можем взять к себе беженцев, но через неделю они уедут, – откровенно сказал Ханно Певкур.

Пользуясь свободой перемещения внутри ЕС, переселенцы из неспокойных уголков планеты стараются осесть там, где наиболее высокие социальные пособия – в основном, в Германии или Швеции.

В Эстонии же, по информации Тоомаса Куузе из Департамента полиции и погранохраны, больше всего ходатайств о статусе беженца подают граждане Украины (156 человек за прошлый год), России (87) и Грузии (79). Но департамент проверяет, действительно ли родное государство не в состоянии обеспечить безопасность ходатайствующего, поэтому за год только 6 украинцев официально стали беженцами в Эстонии, ещё 53 человека получили вид на жительство.

 

Почти 60 процентов жителей Эстонии готовы отказаться от возможности поездок без виз в Европейском Союзе, лишь бы ограничить распространение беженцев в Европе, выяснилось из результатов опроса, проведенного социологической фирмой TNS Emor по заказу BNS.

 

Министр внутренних дел Ханно Певкур. Николай Андреев

Солдаты Одина уже здесь

Ни одного беженца из-за Средиземного моря Эстония пока не приняла, но здесь уже появилось отделение финской организации “Солдаты Одина”, члены которого планируют патрулировать улицы и пресекать возможные нарушения со стороны беженцев.

Ханно Певкур отозвался об этой идее резко отрицательно, заметив, что для добровольцев существует система помощников полицейских и Кайтселийт, но многие из “солдат Одина” не могут вступить в них, поскольку имеют судимости. Это подтвердил в интервью газете Õhtuleht и лидер организации Идрек Ольм.

Министр заметил, что если на приезжих будут постоянно и пристально смотреть угрюмые мужчины в чёрном, даже ничего не предпринимая, это сделает Эстонию очень непривлекательной и для туристов, и для местных жителей.

Нынешнюю же Эстонию министр внутренних дел назвал страной, в которой для жителей и гостей нет особых опасностей – кроме российской угрозы.

 

Рядовые жители Эстонии боятся беженцев, политики - непредсказуемую Россию

Министр иностранных дел Марина Кальюранд. Николай Андреев

Санкции не снимут

По словам министра иностранных дел Марины Кальюранд, отношения с Россией могли бы быть лучше.

– Но то, что Россия решила изменить отношения безопасности в одностороннем режиме, не позволяет нам выстраивать отношения более конструктивно, – сказала министр. – На высшем политическом уровне контактов у нас нет, НАТО также заморозило контакты. Но на дипломатическом уровне мы общаемся. В последний раз я встречалась с Сергеем Лавровым в сентябре, мы рассмотрели все вопросы, по которым у нас разногласия. И решили, что можем сотрудничать по остальным вопросам.

Среди таких вопросов – затянувшаяся ратификация договора о границе. Рийгикогу провёл первое чтение и теперь ждёт следующего шага от Госдумы России.

– В сентябре я была более оптимистична, чем сейчас, – призналась Марина Кальюранд. – Но я очень надеюсь, что этот договор мы ратифицируем, потому что это, на мой взгляд, в интересах обоих государств.

А вот ослаблять санкции против России, по мнению главы эстонской дипломатии, ЕС не будет, как не признает и присоединение к России Крыма. Напротив, Марина Кальюранд не исключает, что в будущем санкции могут быть усилены, хотя ухудшение отношений с Россией Марина Кальюранд считает всё же маловероятным.

– Куда ещё хуже? – спрашивает она. – Россия на нас нападёт что ли?!

 

Военные действуют по плану

Заявления эстонских и российских политиков по поводу бряцания оружием столь схожи, что стороннему наблюдателю уже не понять, кто первый начал обострять отношения. Официальная Москва заявляет, что вынуждена усиливать армию в ответ на усиление НАТО у своих границ. Глава эстонского МИДа Марина Кальюранд заявила журналистам, что НАТО вынуждено реагировать на рост угрозы со стороны России, на частые нарушения воздушного пространства, на полёты российской военной авиации с выключенными транспондерами, на участившиеся крупные учения в России.

– Россия стала гораздо менее предсказуема, – сказала госпожа Кальюранд.

Об этом же с явной неохотой сказал и заместитель командующего Силами обороны Эстонии бригадный генерал Артур Тиганик.

– Если бы мне кто-то рассказал 2 года назад, что такое будет на Украине, я бы ни за что не поверил, – признался он журналистам.

В то же время генерал считает, что Силы обороны  Эстонии должны продолжать придерживаться долгосрочного плана развития, и никакие срочные коррективы в этот план вносить не нужно.

– Мы вошли в большую организацию – в НАТО, а также Европейский Союз, здесь, в Эстонии находятся наши союзники, и не только сухопутные силы, но и морские, и авиация – вот гарантия нашей безопасности. Но мы не надеемся только на них, и даже на фоне соседей – Латвии и Литвы – наша армия находится в хорошем состоянии, – считает бригадный генерал Тиганик.

По словам генерала, на постоянной основе в Эстонии дислоцирована только рота иностранных солдат – в Тапа служат 130 – 150 американцев. На время совместной с эстонскими военными  подготовки в стране присутствуют также небольшие подразделения из других стран, в частности, из Голландии, Германии.
Но так совпало, что гостиница, где во время пресс-тура жили журналисты, была просто заполнена военными из США, Германии, Латвии и других стран. Здесь проходили сразу два мероприятия НАТО – конференция по кибербезопасности Эстонии и встреча по подготовке ежегодных учений Saber Strike.

Бригадный генерал Артур Тиганик рассказал, что эти учения пройдут с 30 мая по 22 июня в Лаэне-Вирумаа и в Ида-Вирумаа (не прямо у границы с Россией, а в западной части уезда).

Одновременно с сухопутными учениями Saber Strike взаимодействие будут отрабатывать и военно-морские силы НАТО, поэтому генерал Тиганик даже затруднился назвать точное количество участников летних манёвров. Пока предполагается, что для сухопутных учений американцы пришлют около 2 тысяч военных, которые на своей технике совершат марш-бросок из Германии. Другие западные страны перебросят ещё тысячу военных. С эстонской стороны участвовать будут гораздо больше солдат и офицеров.

Подобные учения проводятся ежегодно. Хотя вероятный противник для эстонских политиков и военных вполне очевиден, официальные легенды для учений выбираются “из параллельной реальности” – так, ранее солдаты отрабатывали действия на случай, если Финляндия нападёт на Эстонию и решит оккупировать остров Хийумаа.

 

Наша справка:

Эстонская армия мирного времени это:
– 3200 контрактников и офицеров
– 3200 солдат и сержантов срочной службы
– каждый год военные сборы проходят до 6500 резервистов.
Весь резерв включает в себя около 100 тысяч человек, для них на складах хранится оружие и снаряжение. В армии на постоянной основе служат офицеры для этих резервистов – от командира роты и выше. Остальные офицеры также находятся в резерве.
Один день службы одного резервиста обходится государству в 150 евро.

 

Николай Андреев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *