Разных мнений хватило на целый фестиваль

Участники одной из секций обсуждают, возможно ли создание кем-либо инфопространства для человека, или каждый должен создавать его для себя сам. Николай Андреев

 

Круг тем, которые обсуждали собравшиеся на «Фестивале (пред)убеждений» в минувшую субботу, 30 мая, на территории Замкового парка в Нарве, был довольно обширным: вызовы, которые стоят сегодня перед общественными деятелями и деятелями культуры, создание информационного пространства, роль творчества для современного человека, проблемы русскоязычной школы в Эстонии, будущее нашей страны, гражданская инициатива и социальная ответственность бизнеса…

Среди вступивших в дискуссии на открытых площадках в Замковом парке были лидеры мнений и люди, известные не только в уезде Ида-Вирумаа, но и во всей республике, а также за ее пределами, гости из России. Вот только жаль, что самих нарвитян на фестивале оказалось не так уж много.

 

Разных мнений хватило на целый фестиваль

Мнений или предубеждений?

Надо сказать, что впервые проходившее в Нарве мероприятие в разных средствах массовой информации именовалось по-разному: то «Фестивалем мнений», то «Фестивалем (пред)убеждений». Причем, в официальном пресс-релизе от организаторов фестиваль в Нарве именовался именно как «Фестиваль (пред)убеждений» с таким вот написанием второго слова. Тем не менее нарвский фестиваль был заявлен организаторами как подготовка к Фестивалю мнений, который планируется провести в августе этого года в Пайде. 

– Так мнений или все же предубеждений? – попросили мы уточнить организаторов фестиваля, учитывая, что разница между этими словами, согласитесь, довольно существенная. 

Яна Павленкова, специалист уездной управы Ида-Вирумаа, объяснила: «Основной фестиваль имеет официальное название «Фестиваль мнений» (в Пайде – ред.). Но так как мероприятие в Нарве носит локальный характер и предваряет фестиваль в Пайде, то получилась такая вот игра слов: фестиваль мнений — но предварительных, убеждений, которые также можно считать пока предварительными. И поэтому мы хотим все это обсудить».

 

Разных мнений хватило на целый фестиваль

У Артемия Троицкого надежда на женщину-президента 

Приехавший на фестиваль в Нарву известный российский музыкальный критик и журналист (живущий и работающий сейчас в Эстонии) Артемий Троицкий не только беседовал с популярным российским музыкантом Васей Обломовым о состоянии дел в современной музыкальной среде России, но и отвечал на многочисленные вопросы тех, кто собрался у этой площадки фестиваля. Среди вопросов был и такой: «Вы критикуете нынешнее российское руководство. А у вас самого есть кандидаты на должность президента и проч.?». На что Артемий Троицкий ответил: «Кандидатов много. В России достаточное количество честных, умных, профессиональных людей, которые могут управлять и писать умные законы. Считаю, что Леша Навальный — в высшей степени честный человек. Алексей Кудрин — супер-профессионал. На мой взгляд, лучший вариант для России — если бы следующим президентом стала женщина. Нынешняя мужская доктрина ведет Россию в бездну ксенофобии, агрессии и самонадеянности». 

В интервью rus.err.ee. в качестве примера на роль государственных лидеров Троицкий назвал общественную активистку Евгению Чирикову, которая, как и Троицкий, тоже недавно переехала жить в Эстонию, и Ирину Прохорову. 

Ну, а что касается Ида-Вирумаа, Нарвы, фестиваля, то Артемий Троицкий сказал, что у него нет и никогда не было никаких предубеждений о нашем городе. Быть немного другими, чем вся остальная Эстония, – наша характерная и, на взгляд Троицкого, сильная черта.

 

Разных мнений хватило на целый фестиваль

Эстония 25 лет спустя

В дискуссии, озаглавленной “Для чего нам нужны гражданская инициатива и социальная ответственность”, участвовали пресс-секретарь концерна VKG Ирина Боенко, спортивный активист Антон Праткунас, глава Фонда интеграции и миграции “Наши люди” (MISA) Дмитрий Бурнашёв и Хенри Лаупмаа,основатель эстонского краудфандинг-портала Hooandja, где люди собирают финансирование на свои идеи.

В целом все участники разговора были солидарны в том, что “инициативы снизу” обществу нужны, приносят разнообразную пользу и таких инициатив хотелось бы видеть больше.

Дмитрий Бурнашёв отмечал, что проявления социальной ответственности крупных предприятий (спонсорство, благотворительность) – это, по сути, долгосрочная инвестиция, потому что любая фирма заинтересована в том, чтобы из региона её деятельности не уезжали ни клиенты, ни потенциальные работники. С ним, приводя примеры из работы своего концерна, соглашалась Ирина Боенко.

Некоторые расхождения во мнениях начались лишь, когда ведущий дискуссию Антон Осиповский, крайне осторожно выбирая формулировки, предложил обсудить, может ли гражданская инициатива быть опасной для общества. Антон Праткунас заявил, что за активистами присматривают спецслужбы, которые в случае необходимости проводят воспитательные беседы, и это правильно. С этим согласились не все, так, Хенри Лаупмаа отметил, что, напротив, это общество должно следить за государством.

 

Разных мнений хватило на целый фестиваль

 

Завершился “Фестиваль предубеждений” тем, что ведущие предложили участникам разбиться на небольшие группы и обсудить, какой будет Эстония через 25 лет. По сути, это была уже не дискуссия, а обмен мнениями.

В самой, пожалуй, разношёрстной группе оказались пенсионерка, гимназистки, гражданские активисты – русский и эстонец, сотрудники американского посольства в Эстонии, в том числе заместитель посла Шевер Вольтмер и житель Силламяэ в полувоенной одежде и с бутылкой пива, который представился как “Серёга, шовинист и всё такое”.

Госпожа Вольтмер, как сообщает сайт посольства, имеет степени бакалавра по экономике и по исследованиям России, а также с отличием закончила Национальный военный колледж, получив степень магистра по стратегии национальной безопасности. Сергей же открыто признался в сильной нелюбви к американцам и к эстонской независимости.

Несмотря на это, разговор быстро удалось перевести в мирное русло. Каждый участник описал “Эстонию своей мечты”. По просьбе организаторов, участники записали все характеристики этой гипотетической страны подряд, через запятую. И неожиданно обобщённый словесный портрет Эстонии через 25 лет получился противоречивым лишь отчасти: Эстония всё ещё есть, это тихая провинция у моря, мировой научный и промышленный центр, здесь люди уважают друг друга, здесь безопасно, здесь можно реализовывать свои идеи, успешно учиться и работать.

 

Светлана Зайцева,
Николай Андреев

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *