Кая Каллас. Фото: Jürgen Randma

Для реформы в сфере образования должны быть созданы возможности говорить на эстонском языке и условия для профессионального развития учителей. В интервью с лидером Партии реформ Каей Каллас в программе “Особый взгляд” на Радио 4 премьер-министр Кая Каллас сказала, что учителя русскоязычных школ могли бы получить опыт преподавания в эстоноязычных школах, где они освоят язык на том уровне, чтобы использовать его в дальнейшем в работе.

– Правление Партии реформ одобрило принципы предвыборной программы в области образовательной политики. Одна из целей реформы звучала так: нам надо уравнять качество образования. Тесты PISA показывают, что русские школы отстают от эстонских. Это факт, тут спорить нечего. Но как преподавание на эстонском в русских школах улучшит результаты? В чем логика: тот же самый учитель, те же самые дети, только говорят на эстонском, и это повысит результаты?

Кая Каллас:

– Учителя должны измениться. Например, есть предназначенные для этого микростепени, чтобы учителя смогли переучиться. Это не работает так, что мы просто скажем: вот, теперь вы учитесь на эстонском языке в этой школе, где учителя и учащиеся русскоязычные – и все случится. Должны быть созданы возможности говорить на эстонском языке, должны быть условия для профессионального развития учителей. Почему бы и учителям не участвовать в программе по обмену: учителя русскоязычных школ пойдут преподавать в эстоноязычные школы, где в каком-то смысле произойдет их языковое погружение, они освоят язык на том уровне, чтобы использовать его в дальнейшем в работе.

Насколько мне известно, 27 директоров школ не имеют соответствующего уровня владения языком – как это вообще возможно? Это, несомненно, проблема. Поиск решений все же начинается с руководства школы, если руководство школы противостоит переходу, то из этого ничего не выйдет. Все те шаги, которые предпринимались до сих пор, не помогли людям хорошо выучить эстонский язык и, как вы говорили, конкурировать на равных с учащимися из эстоноязычных школ. Положительно то, что теперь, когда мы установили конкретную цель, от учителей этих школ мы получаем сигналы, что теперь об этом стали, наконец, конкретно задумываться, эти люди думают вместе с нами, говорят о существующих проблемах, о том, в чем требуется помощь. Больше нет этого “давайте ничего не делать”. Есть четкая политическая цель, и мы думаем над тем, какие у нас есть проблемные места и какая помощь нужна, чтобы все прошло гладко.

– Очень сомнительно, что эстонские учителя пойдут в русские школы. Скорее будет так. Многие учителя-предметники будут вынуждены уйти из-за недостаточного владения языком, а на их место можно будет брать тех, кто знает язык, пусть даже имеет всего лишь среднее образование (новый закон это позволяет). И выходит, что человек со средним образованием, без специальных знаний, может преподавать физику или математику на эстонском языке на таком же уровне (или даже лучше), как и учитель-предметник, но не владеющий эстонским?

– Я не хочу быть настолько пессимистичной. Мы предприняли ряд шагов. Во-первых, в школах Ида-Вирумаа учителям, преподающим на эстонском языке, мы предусмотрели возможность выплачивать зарплату в полтора раза больше, то есть около 3000 евро в месяц. И это, несомненно, увеличит желание учителей работать в Ида-Вирумаа.

– Но это же только для Ида-Вирумаа!

– Да, это правда, это сделано только для Ида-Вирумаа.

ERR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *