Каждый год мы совершаем вместе с вами, уважаемые читатели, небольшое и, надеемся, увлекательное путешествие «шаговой доступности» благодаря приглашению нашей газеты в пресс-туры. В прошлом году, напомним, это была однодневная поездка по Ида-Вирумаа. В этом году мы проделаем несколько больший путь — едем в Таллинн. На два дня!

Окраины Таллинна превращаются в центры притяжения
В некоторых источкниах Ноблесснер упоминается как лучшее городское пространство в странах Балтии.

С прикидкой на Кренгольм
А что Таллинн, скажет кто-то? Город в принципе невелик, все дороги местными туристами исхожены, достопримечательности изучены. Вот и мы, отправляясь в поездку, на этот счет особо не обольщались. Но отдел туризма Таллиннского стратегического центра и наш куратор Ирина Свидлов составил нашу программу таким образом, что покидали мы столицу с ощущением, как будто два дня провели в «каком-то другом Таллинне».
Отчасти это можно объяснить тем, что самые сильные впечатления ожидали нас в точке, которая только превращается в один из самых популярных мест отдыха таллиннцев и гостей города: квартал Ноблесснера. Прежде всего потому, что его развитие можно взять за пример для преобразования нашего Кренгольма, дальнейшая судьба которого заботит сейчас многих причастных к этой теме людей.

Подлодки «подорвались» на экономике
Если, въезжая в столицу на своем авто, мы предпочитаем повернуть направо, чтобы попасть в Кадриорг или, скажем, в Пирита, то наш гид Станислав Ломунов направляет нас в прямо противоположную сторону: в район Пыхья-Таллинн, больше известный нам по народному названию «Копли», и для немного отставших от событий людей — район неблагополучный.
Мы едем по набережной, получая немалое удовольствие от всего увиденного: и от природы, и от того, как креативно обустраивается здесь городское пространство.
Но хочется сразу же «бросить якорь», лишь только на горизонте возникает Ноблесснер: морская бухта, белоснежные яхты, длинные ряды ресторанных столиков. И непривычное по сегодняшнему времени скопление людей респектабельного вида.
История квартала, рассказывает наш гид, ведет свое начало от 1912 года,
когда два петербургских коммерсанта – Эммануил Нобель и владелец машиностроительного предприятия Артур Лесснер – построили здесь судостроительный завод для снабжения царской армии подводными лодками. В советское время его переименовали в завод номер 7, предприятие было строго засекреченным и занималось уже ремонтом подводных лодок. В 1996 году завод, на котором работало около тысячи человек, «подорвался на мине» экономического развала, и более 10 лет ветшал и разрушался.

Старый город постепенно наполняется людьми.

На вахту заступила креативная экономика
И вдруг эта территория начала возрождаться, причем в весьма неожиданном качестве: рядом с бывшей промзоной стало строиться элитное жилье. А затем образовываться и «культурный пояс»: запускаться творческие проекты, такие как арт-центр Kai, который называют сегодня приморским центром культуры Таллинна, симпатичные рестораны и магазинчики, даже пивоварня.
Самой счастливой судьбы, на наш взгляд, удостоился бывший литейный корпус завода, где обосновалось PROTO – фабрика открытий человечества. Когда я и мои коллеги перешагнули порог центра, жизнь здесь кипела вовсю: кто-то осваивал монгольфьер (воздушный шар в «полоску»), кто-то с помощью дополненной реальности мчался на вполне натуральном дилижансе, а кто-то совсем уже был не с нами, прогуливаясь по дну океана. В общем, выбирай себе прототип изобретения, и получай фантастические ощущения…
Наш гид поясняет: преобразование отслуживших свое промзон в привлекательное городское пространство – общая тенденция в Таллинне. Все началось 6 лет назад с Теллискиви, скоро очередь дойдет и до Балтийской мануфактуры. А что же с промышленным сектором? В Таллинне он вполне успешен, но эти бизнесы облюбовали себе место уже на других территориях, как правило, от жилых массивов удаленных.

Кино — территория чудес
А еще чувство новизны нам подарило… посещение нескольких музеев. Ведь все то время, пока музеи были закрыты для посетителей, их сотрудники создавали новые экспозиции. И, надо сказать, фантазия и мастерство хранителей истории породили немало любопытных проектов. Рассказать обо всем нами увиденном даже не стоит пытаться. Остановимся только на двух выставках — в самом молодом музее Таллинна и в одном из самых возрастных.
Самый молодой — это музей кино, открытый в 2017 году, он находится на Пирита теэ, 56. Отдельного рассказа требуют история и описание всего комплекса Маарьямяэского замка, относящегося сегодня к Эстонскому историческому музею. Достаточно сказать, что отстроил замок, еще и сегодня величественный и прекрасный, близкий родственник легендарного российского вельможи Григория Орлова, Анатолий Орлов-Давыдов.

Выставка Музея кино «Дубль один» – это тайны создания кино и секреты его создателей.

Но мы с вами берем курс на «красную дорожку» – это киноаллея, запечатлевшая в скульптурных сооружениях культовые эстонские фильмы – игровые и мультипликационные. Как приятно было обнаружить, что все они нами как зрителями легко узнаваемы: вот это «Мандарины», это «Последняя реликвия», а это – «Морковка»…
А дальше мы совершаем путешествие по разным этапам процесса создания кинофильма и истории эстонского кино. Можем засвидетельствовать: это не менее интересно, чем любимые нами фильмы эстонских режиссеров.
Ну разве можно без волнения рассматривать кинокамеры столетней давности, сценарий, написанный для экранизации «Весны» самим автором произведения — Оскаром Лутсом? Благодаря кадрам кинохроники перенестись на открытие в 1964 году кинотеатра «Космос?
А разве это не волшебство — подержать в руках костюмы (некоторые даже можно примерить), в которые были одеты наши любимые киногерои? Признаюсь, когда на глаза мне попался холщовый «костюмчик» чертенка из фильма «Мальчик с рожками», это была реальная встреча с детством!
Музей в наше время — это не застывшая история, а ваш интересный собеседник: он вооружает новыми знаниями и благодаря новым технологиям откровенно удивляет. В одном из музейных аттракционов, к примеру, наши изображения вмонтировали в кадры кинохроники о Ялтинской конференции. И мы оказались на экране в компании трех глав государств: лично я бок о бок с Иосифом Виссарионовичем. Кино, да и только…

Преобразование отслуживших свое промзон в привлекательное городское пространство – общая тенденция в Таллинне. Все началось 6 лет назад с Теллискиви, скоро очередь дойдет и до Балтийской мануфактуры. А что же с промышленным сектором? В Таллинне он вполне успешен, но эти бизнесы облюбовали себе место уже на других территориях, как правило, от жилых массивов удаленных.

Продажная любовь и грани выживания
А теперь заглянем в музей с солидным стажем — Таллиннский городской (ул.Вене, 17). Не пренебрегая всеми прочими его сокровищами, но оставив их все же на следующий раз, мы направимся на одну из последних выставок с несколько шокирующим названием: «Порочный Таллинн». Это, конечно же, об истории продажной любви на просторах нашей страны: период средневековья и буржуазной Эстонии, современность пока не трогали.
Отметим сразу — на посещение выставки действует возрастное ограничение. Взрослые же любители истории смогут получить представление о довольно мрачной стороне жизни эстонских женщин – не всех, понятное дело, а зарабатывавших себе на хлеб продажей тела, зачастую в результате трагических событий.
В период средневековья, к примеру, в разряд падших женщин можно было попасть, если тебя оставил гражданский муж, и не дай Бог, с ребенком: твое положение квалифицировалось не иначе как «шлюха».
Торгующих своим телом сажали в церкви лицом к прихожанам, чтобы каждый мог «убить» женщину своим презрением; ее могли привязать к позорному столбу, но самым сокрушительным ударом по грешнице было отрезание ее косы. Одна из таких кос, найденных при раскопках, демонстрируется на выставке.
Торговля телом была распространена в Эстонии существенно меньше, чем в соседних странах, но после прихода в страну лютеранства, с 1524 года, над искоренением этого социального явления в Таллинне началась упорная работа.

Одна из таллиннских «жриц любви» на снимке полиции. Больше похожа на курсистку.

Однако до тех пор, пока женщины находились на грани нищеты и не имели возможности какого-то другого заработка, уничтожить это явление полностью было задачей недостижимой. Со временем методы организации «услуги» лишь видоизменялись: продажная любовь проникла в харчевни, затем в бани, а потом местом встреч стали бордели.
В буржуазное время на этом фронте появились элитные профессионалки. Они, как правило, жили уже на широкую ногу, пользовались шикарными вещами, аналоги которых представлены на выставке. За их здоровьем, или, скажем так, профпригодностью, следили врачи: женщине на неделю выдавался «желтый билет» – свидетельство того, что она здорова. Но… Не говоря уже о морально-психологических издержках такого ремесла, жизнь многих была в большой опасности. Всегда имелся риск сблизиться с психопатом или садистом, а некоторым девушкам даже приходилось расплачиваться за ошибки собственной жизнью. В экспозиции реконструируется одна из таких историй: женщина легкого поведения много лет копила средства на приобретение магазинчика по продаже специй, и в итоге была из-за этих денег убита. Что любопытно — убийцей оказался бывший городничий.
Вот такие неожиданные уроки, без особой назидательности, но наводящие на размышления, может предложить сегодня музей – не хранилище старых вещей, а кладезь знаний и человеческого опыта.

Татьяна ЗАВЬЯЛОВА

Фото: Татьяна ЗАВЬЯЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *