Популярное
Апрель 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Антс Юрман. Фото из архива “Нарвской газеты”

Антс Юрман,
житель Ко́хтла-Ярвеского района в 1966–1978 гг.

Почти половина экономической истории Европы после Второй мировой войны — это рассказ о медленном затухании. Если Европейское объединение угля и стали создавалось на разумных принципах, то в рамках его преемника — Европейского сообщества — уже началось искажение рынка, которое вместо «канцелярщины» правильнее было бы назвать «порчей».

Пока в ¼ части планеты (СССР, КНР) основное внимание уделялось развитию промышленности за счёт сельского хозяйства, в западной части континента (Южная Европа, Нидерланды) происходило обратное: поддерживали сельское хозяйство с низкой производительностью труда, чтобы замедлить отток населения из деревень в города. В сегодняшнем Ида-Вирумаа говорить о сельском хозяйстве (за исключением, например, козоводства в Конью) не имеет смысла. Однако нельзя обойти вниманием Фонд справедливого перехода (ФСП), с помощью которого пытаются вдохнуть жизнь в стагнирующую экономику.

Меньше отвечаешь – меньше будут спрашивать
Об авторе ФСП есть два замечания: это фрагментированное управление и это скрытность.
Получить общее представление о процессе всегда было крайне сложно: государственные учреждения гоняли запросы друг другу, и в итоге даже для получения элементарной информации автору этих строк пришлось подавать информационный запрос, на который до сих пор не получен ответ. Это плавно подводит к описанию секретности, ведь неизвестно, ответят ли вообще, ссылаясь на то, что часть информации уже опубликована в разных источниках. Некоторые чиновники не осознают, что речь идёт о публичных средствах ЕС (а не о частных инвестициях), и в этой связи искать оправдания для сокрытия информации выглядит по меньшей мере странно.

Загадочные цифры
Теперь конкретнее. На сайте указано, что объём фонда составляет 340 млн евро, из которых 154 млн (45%) предназначены для крупных проектов. Расшифруем сумму. По последним доступным сведениям средняя зарплата в Ида-Вирумаа – 1646 евро, а в середине февраля безработных в регионе было около 7500 человек. Если рассчитать, то этих 154 млн не хватит и на 10 месяцев выплаты средней зарплаты всем безработным.
На сайте фонда указано, что с одобренными заявками планируется создать 1179 (какая точность!) новых рабочих мест. Автор запросил у Фонда развития предпринимательства и инноваций (EIS) список «историй успеха» и, прочитав их, насчитал едва ли 200 рабочих мест — без учёта проектов с финансированием более 10 млн евро, резюме которых в «успешных историях» не было. Это большинство попало под информационный запрос, и такое поведение вызывает подозрение в манипуляции. Один из сотрудников EIS даже отметил, что «рабочие места приходят и уходят», перефразируя английскую фразу «money comes, money goes».

Самая большая сумма — в департамент
На самом деле самая большая сумма (около 47 млн евро) вообще не пойдёт в Северо-Восток, а достанется Департаменту образования и молодёжи «на повышение научной интенсивности обучения и предпринимательства» (nota bene!). Рабочих мест — 0. При этом из объяснительной информации неясно, сколько людей и откуда планируется привлечь на обучение и как за 23 млн евро им будут предложены реальные рабочие места. Вторая по величине сумма (26 млн) идёт на «зелёный переход» в Силламяэ. Подробности должны быть раскрыты в ответе на информационный запрос.
Ещё об искажении рынка: среди средних (до 150 тыс. евро) и малых (до 10 тыс. евро) проектов — соответственно 13 и 7 компаний, которые также получат поддержку, но автор уверен, что рабочих мест они не создадут. Почему банки им не дают кредиты — непонятно.

Офис по раздаче денег
На территории Северо-Востока находится учреждение с громким названием — Ида-Виру Центр Предпринимательства (IVEK). Заглянем в их отчёт за 2023 год. Там указано, что при 18 (на сайте немного больше) сотрудниках доход от предпринимательской деятельности составил 30 996 евро — меньше, чем автор как пенсионер получил в виде доходов за тот же период. Однако годовые расходы на одного сотрудника (включая соцналог) составили 45 268 евро — выше средней зарплаты по региону и выше всего дохода от деятельности. Мягко говоря, название вводит в заблуждение — точнее было бы «офис по раздаче денег». В 2023 году организацией было перераспределено более 2,3 млн евро, включая 933 000 (?) из-за рубежа.

Из личного опыта общения с этим «офисом»: половина оценочной комиссии ФСП — это сотрудники IVEK. В одном случае заявку отклонили, потому что «трёхстрочный бюджет непонятен». Существует прекрасная вещь — «обучение в течение всей жизни». Автор советует члену комиссии этим воспользоваться и даже готов помочь, ведь в своё время изучал финансовые дисциплины в вузе.

Развивались без «Справедливого перехода»
Теперь немного истории. Газета Narva tööline от 20 декабря 1960 г. пишет: «Вчера в 19:23 в холостом режиме запущен турбогенератор №3… Таким образом завершён запуск первого блока самой большой тепловой электростанции северо-запада страны мощностью 300 000 кВт». Именно такую же мощность — 300 МВт — имеет современная станция в Аувере. В отчёте Балтийской ГРЭС за тот же период указано, что в течение года произошло 16 мелких аварий, но, в отличие от Аувере, эта станция ни разу не была выведена из строя. Через 6 лет мощность Балтийской ГРЭС достигла 1625 МВт — более чем в 5 раз больше мощности Аувере. В конце 1966 года на станции работали 2565 человек — можно считать, что за 7 лет было создано столько рабочих мест. Желающие могут в архиве выяснить, сколько из них были местными, сколько — из других частей Эстонии, а сколько прибыли из-за пределов ЭССР. Пусть каждый подумает: 2565 рабочих мест в одном предприятии 60 лет назад, 1179 обещанных на сайте ФСП, и нынешние 7500 безработных.

А сам не плошай…
И наконец — к вопросу из заголовка: QUO VADIS (куда идёшь?). В 2028 году закончится период действия ФСП. Автор предполагает:
1. К этому времени Европа окончательно проиграет конкуренцию Азии и (Северной) Америке.
2. Из-за искажённой (или преступной) модели электробиржи сланцевая промышленность ещё больше сократится.
3. Из-за ненормальных цен на электроэнергию Ида-Виру больше не будет зарабатывать на своей энергетике, а станет полностью зависимой от импортируемого электричества.
4. Поэтому никакой альтернативной промышленности в регион не придёт — о дешёвой рабочей силе говорить уже не приходится, а нестабильность и дороговизна энергии отпугивают здравомыслящих инвесторов. В отличие от чиновников Министерства климата, рыбаки из колхоза «Октябрь» и работники хозяйства «Кальюранд» знали, что в Финском заливе бывают нестабильные погодные условия: штиль, ветер, шторм. И в зависимости от этого решали, выходить ли в море или нет.

В начале 2029 года автор готов пересмотреть написанное здесь. Он твёрдо убеждён, что если и потребуется корректировка, то минимальная — а скорее, вовсе никакая.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *