Иллюстративное фото: ERR

Министр юстиции Леа Данильсон-Ярг (Isamaa) заявила, что в будущем как от депутатов местных самоуправлений, так и от кандидатов в депутаты планируется требовать владение эстонским языком на уровне В1.

Разговоры о том, что государство собирается ввести языковые требования для депутатов местных собраний, ведутся уже давно, но о том, какими конкретно будут эти требования, Леа Данильсон-Ярг впервые публично заявила только 10 ноября, выступая в прямом эфире утреннего шоу “Кофе+” на телеканале ETV+.

“От депутатов будет требоваться подтверждение того, что они владеют эстонским языком. Мы собираемся прописать в законопроекте требование о владении эстонским на уровне В1. Тем, кто получил образование на эстонском языке, будет достаточно подтверждающего это документа”, – сказала министр юстиции.

“Мы планируем, что к следующим муниципальным выборам (они пройдут осенью 2025 года – прим. rus.err.ee) все те, кто желают баллотироваться, должны будут подтвердить свое владение эстонским языком”, – добавила Данильсон-Ярг.

Министр также перечислила, чего государство ждет от депутатов – умения выражать свое мнение на эстонском языке, отвечать на вопросы на эстонском, работать с документами на эстонском языке.

Министр юстиции также признала, что информацию о том, в представительных органах каких городов и волостей у депутатов есть проблемы с эстонским, ее ведомство получает от Языкового департамента.

По ее словам, поскольку подтверждать свой уровень владения эстонским придется только через три года, то время для того, чтобы подтянуть язык есть у всех.

Она не исключила, что если после следующих местных выборов выяснится, что депутат не владеет эстонским, то его можно будет лишить мандата.

“Ведь до выборов кандидат должен будет предоставить данные о том, что он владеет государственным языком. Если позднее выяснится, что это не так, то речь будет идти о предоставлении неверных данных. Тогда можно будет и лишить мандата. Ведь такая ситуация – это и обман избирателя. Он дает за кандидата голос, а потом выясняется, что тот не соответствует языковым требованиям, необходимым для работы в собрании. Это некрасиво”, – отметила министр.

Томуск: кандидаты в депутаты должны задуматься, достаточно ли хорош их эстонский

Выступление Данильсон-Ярг в телеэфире посмотрел и гендиректор Языкового департамента Ильмар Томуск.

“Отвечая на вопросы, министр юстиции пояснила, что, как и в законе, действовавшем до 2001 года, в Закон о выборах в местные самоуправления будет добавлено описание деятельности, которую член собрания должен уметь выполнять на эстонском языке. Он должен понимать языковое содержание правовых актов, делать презентации, отвечать на вопросы, выражать мнение, общаться с избирателями. По плану Министерства юстиции, в закон также будет включено требование о владении эстонским на уровне В1”, – прокомментировал Томуск для rus.err.ee.

“Уровень B1 относительно низкий, но описание, содержащееся в законе, поможет кандидату в депутаты местного самоуправления взвесить, в состоянии ли он выполнять эти дела на эстонском языке. Как пояснила министр, до выборов еще несколько лет, и каждый может повысить свой уровень языка”, – добавил Ильмар Томуск.

Ларченко: В1 – это слабый уровень

“В1 – это достаточно слабый уровень. Для полноценной работы в горсобрании, для общения с теми же самыми министрами его однозначно не хватит. А для Нарвы такое требование ничего не изменит. Сейчас каждый школьник, заканчивающий школу в свободной Эстонии, имеет категорию как минимум В1. Но для депутата желательно владеть государственном языком на более высоком уровне”, – сказал в разговоре с rus.err.ee заместитель председателя Нарвского горсобрания Денис Ларченко (Eesti 200).

“Работа в горсобрании – это не только участие в сессиях, которые должны проходить на эстонском языке. Есть кулуарные встречи, есть заседания комиссий, на которых можно общаться и на русском. Но в будущем мне бы хотелось, чтобы город представляли люди, знающие эстонский язык. Например, в августе к нам приезжала премьер-министр Кая Каллас. Мне стыдно, что на встрече с ней потребовался переводчик”, – добавил Ларченко.

“Стоит ли прописывать в закон требование о владении депутатами эстонского языка на уровне В1? Я в этом смысла не вижу, поскольку такого уровня для полноценной работы в горсобрании, если и заседания комиссий будут проходить на эстонском языке, просто не хватит”, – заключил Денис Ларченко.

Председатель Нарвского горсобрания, беспартийный Владимир Жаворонков считает, что в идеале депутаты могли бы владеть эстонским на уровне С1, но в данном случае дело в ином.

“Таким законом государство по сути пытается идти вразрез с Конституцией”, – подчеркнул он.

ERR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *