Из-за установленных в отношении России санкций в порту Мууга застряли 80 000 тонн удобрений, 12 000 из которых – взрывоопасный нитрат аммония.
Под санкциями находятся как владелец терминала в Мууга DBT, так и владелец удобрений, российская химическая компания Acron – точнее, застрявшие в порту Мууга удобрения принадлежат расположенной в Швейцарии дочерней фирме Acron. Сославшись на санкции, представитель DBT сообщил Postimees, что предприятие не может комментировать ситуацию.
Вопрос не в количестве удобрений, а в том, что они закладированы неподвижно , и чем дольше они находятся в статичном состоянии, тем выше риск изменений. На риск указывает и Спасательный департамент, отмечая, что важно не количество, а время статичного хранения.
По словам руководителя технического отдела Департамента защиты прав потребителей и технического надзора (TTJA) Ингрид Тейнемаа, условия хранения аммиачной селитры важнее ее количества: до какой высоты тара с ними может быть заскладирована, сколько мешков с удобрением может быть друг на друге, сколько времени они могут находиться на одном месте, какими должен быть уровень влажности и температуры, периодичность и процедура проверки. Если аммиачная селитра пробыла на одном месте более полугода, необходим дополнительный контроль риска детонации.
Две недели назад состоялось кризисное совещание Министерства экономики, Министерства финансов и ответственных органов по теме застрявших в порту Мууга удобрений. Решения пока нет. Один из участников, высоко оценив понимание TTJA и спасательного департамента, добавил, что был удивлен невежеством чиновников министерства: «Они спросили: а что может случится, когда удобрение лежит в одной куче?»
Терминалу DBT сложно найти самостоятельное решение. При этом они под санкциями, а так как удобрение не их, то они не могут просто выкинуть его за ворота. Точно так же и Acron находится под санкциями. Postimees рассказали, что швейцарская дочка Acron пытается уйти от санкций, по крайней мере, в рамках одной конкретной сделки, чтобы продать опасные удобрения, хранящиеся в Мууга. Однако для такой сделки также потребуется разрешение эстонского государства, поскольку в противном случае это будет нарушением санкций.
Министерство экономики прокомментировало, что Бюро данных об отмывании денег предоставило компании необходимые исключения для предотвращения угрозы, и компании могут оплачивать счета, необходимые для безопасного обращения с химикатами. Это означает, что они могут заниматься хранением удобрений в соответствии с правилами, но не могут перевозить удобрения из Мууга.
В последний раз Спасательный департамент посещал Мууга для проверки удобрений в июне. Но TTJA лучше всех знаком с этим вопросом. По их словам, острой опасности нет. «Ситуация на терминале Мууга в настоящее время находится под контролем и безопасна», — говорит Тейнемаа. Минэкономики также добавляет, что ежедневно общается с DBT и соответствующими учреждениями.
Как министерство, так и госорганы подтверждают, что они ищут решение, как вывезти удобрения из Мууга. Поскольку DBT и «Акрон» и их владельцы находятся под санкциями, они не могут пользоваться своим имуществом в Эстонии или где-либо еще в Европе. За исключением упомянутого выше исключения, чтобы они могли оплачивать счета за безопасность терминала. В то же время нет оснований думать, что кто-то начнет пересматривать введенные против России санкции из-за застрявших где-то в Эстонии нескольких десятков тысяч тонн удобрений. Поэтому трудно усмотреть какое-то конкретное решение. Хотя министерство и подтверждает, что ищет юридически приемлемое решение, но пока оно не найдено. Чем дольше удобрение остается в Мууга, тем больше растет опасность, пишет Postimees.
BNS