В Эстонии нет предназначенного для населения кризисного запаса антибиотиков и безрецептурных препаратов, пишет новостной портал ERR. У поставщиков медуслуг есть свои оперативные запасы, но государство не контролирует и не регулирует их объемы. В Министерстве социальных дел надеются на улучшение ситуации в следующем году.

Фото: Pixaby

Информация о точном объеме эстонских запасов лекарств не является публичной. По словам главы отдела развития системы здравоохранения Министерства социальных дел Агриса Коппеля, оценка потребностей Эстонии все же имеется. “И она основана на оценке военной ситуации, на числе одновременно пострадавших, которых нужно оперировать или лечить, остановить кровотечение. Можно сказать, что мы в таком объеме не готовы”, – сообщил Коппель в интервью ERR. Иными словами, может потребоваться больше лекарств, чем есть в стране.

Запасы лекарств в Эстонии можно разделить на две категории. Первый, самый крупный – это оперативный запас поставщиков услуг здравоохранения. Его формируют больницы и скорая помощь. Коппель пояснил, что эти запасы медучреждения формируют на свое усмотрение, в зависимости от объема оказываемых услуг.

Несколько лет назад ситуация была более конкретной по крайней мере на бумаге. Согласно распоряжению правительства бригады скорой помощи должны были быть обеспечены на пять дней, больницы – на два месяца. В действительности требование относительно двух месяцев никогда не выполнялось и не проверялось.

Фото: Pixabay

“В условиях мирного времени каждый потраченный на запасы цент кажется если не пустой тратой, то по меньшей мере нецелесообразным вложением”, – пояснил Коппель.

От страха проверок поставщики медицинских услуг избавились летом 2017 года, когда закон поменялся и прежнее постановление перестало действовать. Новый, вступивший в силу четыре года назад закон гласит, что правила относительно оперативных запасов поставщика услуг здравоохранения устанавливает министр. Соответствующего постановления до сих пор нет.  По словам Коппеля, после изменения закона тему обсуждали в течение полутора лет и пришли к выводу, что объем запасов, состав, ротацию и хранение следует тщательно проанализировать.

“Департамент здоровья обратился за анализом к экспертам, и первый тендер провалился. Во второй половине 2019 года за это согласилась взяться группа экспертов Клиники Тартуского университета. Надеялись, что не позднее начала 2020 года будет готово и мы сможем начать разрабатывать новый порядок”, – рассказал Коппель.

Затем началась пандемия коронавируса, и прежнее видение готовности к кризисам кардинально изменилось. Коппель надеется, что постановление будет готово в первом квартале следующего года.

В этом постановлении должны быть прописаны правила как относительно запасов поставщиков медицинских услуг, так и государства. Сейчас государственные запасы хранятся в Клинике Тартуского университета, за них отвечает Департамент здоровья. Эти запасы предназначены на тот случай, если лечение одновременно потребуется многим людям.

“Эта номенклатура была определена в середине прошлого десятилетия или чуть раньше. Перечень включает около 200 лекарств и их количества, – сообщил представитель министерства. – Ясно, что эти запасы должны быть больше. Объем запасов был обусловлен бюджетными возможностями Департамента здоровья. Ежегодно на хранение и обновление этих запасов уходило примерно полмиллиона евро, но в действительности требуется намного больше”.

Больничная касса добавит Ремдесивир в список финансируемых лекарств
Коппель считает, что в следующем году ситуация улучшится и после длительного перерыва запасы лекарств государства и больниц будут урегулированы. Опыт коронавирусного кризиса также позволяет надеяться на то, что, может быть, на выполнение новых правил найдутся и средства.

В пик кризиса, прошлым летом Министерство социальных дел озадачилось решением еще одной актуальной проблемы: если у скорой помощи и больниц имеется хоть какой-то запас, то предназначенного для населения страны запаса попросту нет.

В случае кризиса и остановки поставок лекарств весьма быстро закончатся парацетамол, лекарства от астмы, многие антибиотики и еще целый ряд рецептурных и безрецептурных препаратов. Это приведет к дополнительной нагрузке на больницы.

“Два года назад некоторые эксперты пытались говорить о том, что будет в случае войны и закрытия границ. Но в мирное время очень сложно объяснять, что такое может произойти. В нашем открытом мире никто не предполагал такого. И сейчас найдется множество людей, которые до сих пор не верят в возможность того, что границу Эстонии перестанут пересекать машины или самолеты с лекарствами”, – сказал Коппель.

Уже больше года ведутся переговоры с оптовиками. Планируемый запас лекарств для населения государство не намерено выкупать до того, как они действительно потребуются. Оптовикам за хранение лекарств на своих складах планируется платить компенсацию. Вопрос в том, сколько захотят получить оптовики и сколько готово платить государство.

По словам Коппеля, предусмотренный для населения запас лекарств будет в компетенции Эстонского центра запасов: “У нас есть организация, которая становится все более компетентной в области оценки запасов, их хранения, и ротации”.

Какой точно будет договоренность с оптовыми фирмами по продаже лекарств, пока неизвестно.

BNS

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *