Экономист Тыну Мертсина. Фото: Сийм Лыви / ERR

По словам главного экономиста Swedbank Тыну Мертсина, воздействие общего роста цен на людей неравномерно и во многом зависит от размера их доходов, а также от размера и структуры расходов, причем негативный эффект инфляции обратно пропорционален размеру дохода.

“Если разделить людей на десять групп по размеру [зависящих от доступных средств] расходов, то в самом низком расходном дециле, т.е. в группе с самыми низкими [совокупными] расходами удельный вес расходов на жилье и продукты питания составляет 59%, а в самом высоком расходном дециле – всего 26%. Если к этим расходам добавить автомобильное топливо, то соответствующий удельный вес будет 61% и 30%. Таким образом, чем ниже размер дохода человека, тем сильнее по нему бьет подорожание продуктов питания и энергоресурсов”, – пояснил Мертсина.

Он добавил, что официальная статистика инфляции, которая в последние месяцы ускорилась до 20% в годовом сравнении, не включает в себя ряд существенных компонентов, в том числе рост цен на жилье, которое только за последние пять месяцев подорожало на 21%, а также расходы на выплату процентов по кредитам, которые также начинают расти.

Падение реальных доходов людей началось с осени прошлого года. До этого последний раз реальные доходы в Эстонии сокращались весной 2011 года. Тем не менее, средняя зарплата сейчас на 85% выше, чем 10 лет назад, а цены с тех пор выросли только на 38%.

В результате у людей была возможность делать накопления, который считают т.н. скрытым спросом, способствующим сейчас росту цен: ограниченное предложение в сочетании с длительным ростом покупательной способности населения создает сильный спрос, позволяющий предприятиям переложить на конечного потребителя резко возросшие производственные расходы.

Главный экономист Swedbank также отметил, что восприятие инфляции обычно отличается от реального роста цен. Так, в условиях относительно медленной инфляции людям кажется, что они растут быстрее, чем на самом деле. Однако сейчас возникла обратная ситуация, когда реальный рост цен значительно превышает инфляционные ожидания.

По словам Мертсина, также обращает на себя внимание тот факт, что хотя люди в Эстонии ожидают существенного ухудшения своего финансового положения в следующем году, их чувство покупательской уверенности при покупке дорогих товаров длительного пользования и жилья нисколько не ослабло.

ERR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *