Правительственной комиссии по безопасности зимой представили неутешительную оценку ситуации в Ида-Вирумаа, пишет еженедельник Eesti Ekspress. Согласно тайной докладной записке, события в регионе могут развернуться по сценарию Восточной Украины или Северной Ирландии. Опасность только усилилась после волны сокращений в регионе. Вскоре правительство провело заседание в Нарве.

После украинских событий лета 2014 года не раз поднимался вопрос — неужели Нарва следующая? Политики активно это отрицали. Но в августе прошлого года правительственная комиссия по безопасности, куда входят представители наиважнейших инстанций, получила от тогдашнего советника по вопросам психологической защиты Ильмара Раага докладную, где ситуация в Ида-Вирумаа представлена в более пессимистичном ключе.

 

Докладная правительству: Эстония теряет Ида-Вирумаа

Автор докладной Ильмар Рааг. Madis Veltman

 

”В Ида-Вирумаа продолжается русификация, и нет признаков обращения этой тенденции вспять. [—] Если мы ничего не предпримем, то мы, в сущности, потеряем этот уезд, и в случае конфликта с Россией мы не сможем контролировать ситуацию в городах Ида-Вирумаа”, — пишет Рааг в трехстраничной докладной.

Когда же по региону прокатилась волна массовых сокращений на предприятиях (Nitrofert, Viru Keemia Grupp, Eesti Energia), и ситуация в Ида-Вирумаа резко ухудшилась, на Тоомпеа снова начали обсуждать проблему уезда, а в феврале Рааг дополнил свой доклад.

Рааг в нем утверждает, что несмотря на действующую в Ида-Вирумаа уже более десяти лет стратегию развития, регион продолжает быть изолированным от Эстонии, а подобная среда способствует развитию радикализма. В качестве рисков для безопасности представлены два сценария возможного развития событий.

Во-первых, по примеру восточно-украинского конфликта, если Россия захочет дестабилизировать ситуацию в Эстонии. Кроме настроенных против Эстонии людей в конфликте могут быть задействованы и противники НАТО, которые не поддерживают размещение сил союзников на территории страны.

По оценке Раага, в Ида-Вирумаа пассивно поддерживать такой конфликт будут 60 000 человек, а 1500 человек — возможные активные сторонники конфликта. В связи с сокращениями появилось мнение, что правительству безразличная судьба народа Ида-Вирумаа, а экономический аргумент настраивает негативно в отношении Эстонии тех, кто ранее был настроен нейтрально, число таких людей составляет около 50 000, пишет Ильмар Рааг.

Второй сценарий основывается на событиях в Северной Ирландии, то есть проявлением идеологического противостояния может стать местная террористическая сеть, которую поддерживают извне. В таком случае хватит и 200 человек.

В качестве решения проблемы в докладной предложено запустить в регионе как минимум десятилетнюю специальную программу, которая включает в себя более заметное присутствие правоохранительных органов, более активное привлечение местных лидеров, а также улучшение социальных и экономических программ.

 

КаПо: в Ида-Вирумаа Донбасса не будет!

”Эта докладная не притянута за уши. Это описание возможной кризисной ситуации. Здесь написано о потенциальных возможностях. В основном они, к счастью, не станут реальностью”, — ответил специалист по стратегической коммуникации Рауль Ребане, когда Eesti Ekspress показала ему документ.

”Многое в этой докладной знакомо, — отмечает депутат Рийгикогу от IRL Виктория Ладынская, — В Ида-Вирумаа слишком мало Эстонии. Как в буквальном смысле, так и в переносном”.

”Это все же слишком черный сценарий”, — качает головой Кристина Каллас, которая руководит Нарвским колледжем Тартуского университета.

”В Ида-Вирумаа никакого Донбасса не будет, — уверен руководитель Идаского отделения КаПо Калле Янес, — Людей мы знаем, ситуацию контролируем. Если с другой стороны реки Нарвы не пришлют сюда людей, то ничего и не произойдет”.

Генеральный директор Департамента полиции и погранохраны Эльмар Вахер подтвердил, что его департамент прорабатывал сценарий появления в Эстонии ”зеленых человечков”.

”Эта докладная — очень хороший ”будильник” и провокатор”, — считает бывший оперный певец Иво Пости, который раньше изучал антропологию, а сейчас работает научным сотрудником в Нарвском замке. ”Чувство страха является одним из лучших ”будильников” — “Боже, скоро у нас не будет и Ида-Вирумаа!” — добавил он.

По словам руководителя Ида-Вируского отделения Кассы по безработице Аннеки Теэлахк, при прочтении докладной ей вспоминается совет ”быть параноиком, но не впадать в истерику”.

 

Ситуация стабильная

В феврале так называемый координатор разведки Кристьян Прикк представил премьер-министру Таави Рыйвасу оценку, согласно которой обстановка в регионе стабильная, но все же есть риск обострения напряженности и возникновения антиэстонских провокаций.

Вскоре, в начале марта, Рыйвас организовал выездное заседание правительства в Нарве — чтобы местные жители увидели, что правительство не уходит от ответственности, и что ему не плевать на регион.

На следующий день на заседании правительства обсуждали решения для улучшения ситуации в Ида-Вирумаа — в первую очередь, экономической и социальной. Падение цен на нефть повлекло за собой волну сокращений в регионе, и теперь нужно было спасать сланцевую промышленность Ида-Вирумаа.

Чиновники Департамента окружающей среды, конечно же, утверждали, что природу нужно защищать, и высокие экологические налоги необходимы, но Министерство экономики и Министерство финансов объяснило им, что еще хуже, когда народ сидит в голоде и холоде.

Все же, 15 лет назад, когда в регионе закрывали шахты, ситуация была хуже. На сей раз все прошло более спокойно. Часть сокращенных даже отказалась сразу же искать новое место работы, так как они получили компенсацию по сокращению, а впереди было лето, подходящее время для отдыха. Тем более, зарплаты в секторе сланцевой промышленности не многим выше других зарплат в Ида-Вирумаа.

Руководитель Ида-Вируского отделения Кассы по безработице Аннеки Теэлахк все же сразу предупредила министров, что проблемы могут начаться осенью, когда погода ухудшится, счета за отопление увеличатся, а выплаты компенсаций закончатся. К счастью, цены на нефть начинают расти, улучшается и ситуация на рынке труда. Например, в марте уровень безработицы составлял 12,4%, а в августе — уже 9,9%.

 

Когда-то Нарва была одной большой дискотекой

Итак, правительство нагрянуло в Нарву. После заседания кабинет министров провел в Нарвском колледже ТУ пресс-конференцию, где в виде исключения премьеру могли задавать вопросы все желающие, не только журналисты. Все министры посетили и подведомственные их министерствам учреждения, чтобы, мол, не создалось впечатления, будто бы правительство только проездом.

 

 

Министры еще раз получили сигнал о том, что регион Ида-Вирумаа не должен ощущать, что он оставлен. И так в Эстонии слишком часто шутят, что как только пересекаешь реку Пуртсе — сразу падает IQ.

Депутат парламента Виктория Ладынская обращает внимание на то, что если эстонцы и работают в Ида-Вирумаа, то они там не селятся. В лучшем случае переезжают в Раквере, но скорее — по будним живут на съемных квартирах, а выходные проводят с семьей в других городах. ”Многие не хотят там находиться, потому что это такой необустроенный край”, — считает Ладынская.

Эльмар Вахер говорит, что Департамент полиции и погранохраны еще несколько лет продолжит транспортировать работников в Ида-Вирумаа. ”Чтобы полицейский создал в Нарве семью, у него должны быть другие условия жизни”. Ведомство Вахера очень ждет, чтобы государство построило в Ида-Вирумаа для полицейских новые соцдома.

В эту среду Вахер вместе с идаским префектом Валло Коппелем побывают у министра внутренних дел Ханно Певкура, чтобы обсудить программу работы по Ида-Вирумаа. ”Если зарплата на 20-30 процентов выше, то и персонал возможно будет туда перевести”.

Директор Нарвского колледжа ТУ Кристина Каллас признает, что примерно половина ее работников (кроме технических) — ”кочующие”. У самой Каллас семья живет в Тарту: по ее словам, в Нарве нет эстонской школы хорошего уровня.

Молодежь едет и учиться, и работать в другие города, в столицу. Недостаток учеников заставил и колледж начать привлекать студентов из-за границу, в том числе из России.

”Когда-то Нарва была большой дискотекой, здесь жили молодые люди”, — говорит Иво Пости. ”Теперь это город, где умирают. Население катастрофически состарилось. С другой стороны, ни один гимназист не видит своего будущего в Нарве. Молодежи здесь нечего делать. Жизненная среда тотально заброшена. Если мужик из Кюкаметса, уезжая в Финляндию или Норвегию, обещает, что хочет вернуться, то молодой нарвитянин просто уезжает. Но ведь именно молодежь должна думать о будущем Нарвы! Тут столько возможностей. Здесь даже нет ни одного паба. Или классического кафе. Здесь утром на главной площади нельзя купить кофе и булочек. Если проживешь здесь хотя бы пару лет, то выиграешь и ты, и Нарва!”

”Молодежь знает, что в России их не примут как своих. Но в Эстонии говорят, что Ида-Вирумаа — выжженная земля, и они сматывают удочки”, — говорит местный полицейский.

 

Инвестиции в промпарки

Людей старшего поколения ограничивает отсутствие современного образования. ”При сокращении работников на Nitrofert мы слышали неоднократно, что мол, я в 70-е окончил техникум, и это было такое особенное образование. А сегодня это образование уже не нужно”, — вспоминает Аннеки Теэлахк.

Иво Пости рассуждает: ”Среди местных должен произойти ментальный прорыв. Нет смысла оплакивать Кренгольм и шахты, потому что их время ушло. Нарва не должна быть городом с 80-тысячным населением, он может быть очень успешным городом с населением в 25-30 тысяч, обслуживающим туристов вместе с Нарва-Йыэсуу”.

Все это влияет на настроения людей. ”Некоторые семьи династиями работали, например, на ткацком производстве или были химиками, и потому они воспринимают сокращения более лично”, — высказался один специалист по обороне.

Ида-Вирумаа — единственный регион, где государство делает инвестиции в промпарки. Руководитель соответствующего целевого учреждения Теэт Куузмик говорит, что для оживления экономики есть три возможности. Во-первых, мелкие и средние предприятия — ”они должны расти, но предпринимательская активность в Нарве составляет лишь треть от таллиннской”. Во-вторых — туризм. Еще он предлагает перевозить в регион иностранные предприятия — производство и логистику.

Недавно директор Эстонского музея шахт Андрес Краас на страницах Postimees сравнил создание промпарков с откормом мертвой свиньи, потому что многие проекты просто захирели.

Куузмик же говорит, что не надо рассчитывать на быстрые результаты. И что за шесть лет его фонд привез в регион 50 предприятий, которые создали 600 рабочих мест.

Правда, в прошлом году министр Михал выразил надежду на то, что за пять лет в промпарках Ида-Вирумаа появится 4400 рабочих мест.

 

В основном российское телевидение

Однако одного лишь вливания денег в Ида-Вирумаа недостаточно. Нужно изменить и менталитет местного населения. По словам Рауля Ребане, это сложное психологическое задание. Например, одно только отношение ко Второй мировой войне у эстонцев и русских очень разное — и его невозможно мгновенно изменить за несколько дней, и даже за несколько лет.

Политические партии забыли об Ида-Вирумаа, и регион без особой борьбы прибрала к рукам Центристская партия. Из-за активности центристов там нет местных русских партий, а все другие партии махнули на регион рукой. Единственный, кто обратил внимание на Ида-Вирумаа на прошлых выборах в Рийгикогу, был социал-демократ Евгений Осиновский, но это исключение.

Эльмар Вахер признает, что в годы после событий ”Бронзовой ночи” полиции пришлось уволить нескольких полицейских, в отношении которых не было уверенности, что они не перейдут на другую сторону, если в Ида-Вирумаа ”что-то” произойдет.

Кристина Каллас считает, что Россия может использовать недовольных жителей, так как для этого имеются информационные каналы и эмоциональная связь с Россией. Каллас добавляет, что все же есть различия между поколениями, так как у молодежи, в отличии от родителей, все меньше связей с Россией, да и пропаганда из телевизора обходит их стороной, так как они предпочитают получать информацию из социальных сетей.

”Всегда есть люди, которые чего-то ждут”, — отмечает Иво Пости. Пости сравнивает революцию с граблями, которые выносят на поверхность самые нижние слои земли.

”Вопрос в том, что будет делать поколение после следующего. Примут ли они европейские ценности или все еще останется ”Крым наш”?”, — подводит итог Рауль Ребане.

 

Сулев Ведлер
Андрей Данило, редактор
Юлия Родина, редактор

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *