Много ли мы знаем о нашей Нарве, если говорить об ее истории не в целом, измеряя ее большими знаменательными датами-столетиями-именами, а сосредоточить внимание на каких-то частностях, например, улицах родного города.

Несложно предположить, что это одна из любопытнейших страниц в биографии древнего города, который претерпел многократные периоды разрушений, строительств и перестроек. Подтолкнуло нас к этой теме письмо нашей активной читательницы Зинаиды Андреевны Кузнецовой, недавно поделившейся с редакцией «ВП» фотографиями из семейного альбома, которые относятся к 50—60 гг. прошлого века. А за ответами на некоторые вопросы мы отправились к специалистам — сотрудникам Нарвского музея.

 

Пройду по Госпитальной, сверну на Богадельную...

Улица Вестервалли до 1941 года. Это одна из улиц Старой Нарвы, которая сохранила свое направление после Второй мировой войны. Двухэтажное здание в начале улицы принадлежало эстонскому обществу «Ильмарине». Главный фасад с элементами ренессанса был выполнен по чертежам архитектора Н. Опацкого в 1910 году. На месте этого здания с 1952 по 1996 год находился кинотеатр «Punane täht». Трехэтажное здание рядом в настоящее время принадлежит Северо-восточной Таможенной инспекции. Следующее одноэтажное здание на той же стороне улицы построено в 1898 году по проекту А. Новицкого для офицерского собрания. На заднем плане видна церковь Святого Петра.

 

Улицы без названий

– Нарва относится к типу городов, заложенных по определенному плану и имеющих в своей основе регулярную сеть улиц, – начинает вводить нас в тему научный сотрудник-хранитель Нарвского музея Светлана Андреева. – На плане 1649 года показаны Нарвский замок, Ивангородская крепость, сформировавшаяся территория города внутри крепостной стены, а также проект расширения города. План снабжен списком общественных зданий и владельцев всех домов, показанных схематично. Предположительно, в конце владычества Ливонского ордена (1347-1558) в Нарве насчитывалось около 50 жилых домов.

На плане хорошо просматривается регулярная уличная сеть, но без наименования улиц. В средневековье улицы названий не имели. Характерной чертой средневековой Нарвы, по мнению С. Карлинга (Стен Ингвар Карлинг – шведский историк искусства, профессор истории искусств Тартусского университета, автор книги «Narva, eine baugeschichtliche Untersuchung») являлось отсутствие улиц, проложенных вдоль городской стены.

Первое расширение города за пределы крепостной стены, продолжает рассказывать Светлана Андреева, произошло во время Ливонской войны в конце XVI века, когда Нарва принадлежала России. Но самые значительные изменения в градостроительном плане Нарва претерпела в XVI-XVII вв., когда стала принадлежать Шведскому королевству. И кстати сказать, декретом королевы Кристины от 1645 г. Нарва и Ивангород были объединены. Именно в это время на территории Старого города образовался целостный городской ансамбль в стиле барокко, который являлся важнейшим памятником архитектуры Нарвы до Второй мировой войны.

 

Пройду по Госпитальной, сверну на Богадельную...

Фото из архива З.А. Кузнецовой: сквер на ул. Пушкина, 1957 г. По словам Светланы Андреевой, об ул. Пушкина в музее собрано материала больше, чем о любой другой. Несколько лет назад «ВП» публиковал очерк Светланы Андреевой об истории этой улицы.

 

На двух языках

На плане , составленном лейтенантом Георгом Филипом Меллером в 1684 году, кроме нумерации участков впервые приведены названия улиц города, некоторые из которых сохранились и до наших дней.

– Можно сказать, что именно с этого времени на городских картах начинается история топонимии улиц Нарвы, – говорит Светлана Андреева. – В плане Нарвы с окрестностями, который на русском языке составил в 1905 году присяжный землемер Генрих Эброк, нанесено более 90 названий улиц в старом городе. Нарвском, Петровском и Ивангородском форштадтах.

Заведующая и главный хранитель фондов Нарвского музея Айли Вестер показывает путеводитель Нарвы, отпечатанный в 1912 году специально к Певческому празднику эстонских поселений России, который проходил в Нарве. На последних страницах книги на 2-х языках перечислены названия улиц — в целом около 120-ти. Кстати, уточняет Айли, в то время таблички с названиями улиц писались на двух языках.

 

Пройду по Госпитальной, сверну на Богадельную...

Айли Вестер, главный хранитель фондов Нарвского музея: к путеводителю Нарвы, выпущенному в 1912 году специально к Певческому празднику эстонских поселений России, который проходил в Нарве, прилагалась и эта карта города.

 

Откуда такие названия?

А по какому принципу вообще улицам Нарвы давали то или иное название, интересуемся мы.

Светлана Андреева: В разное время превалировали те или иные принципы номинации улиц города. Одни возникали спонтанно, другие были придуманы и специально утверждены городскими властями. Но все же можно выделить следующие основные принципы. Физико-географический — то есть названия по сторонам света, рельефу, географическому названию: например, ул. Раквере («В прошлые времена — Везенбергская, поскольку на немецком языке Раквере — это Везенберг, – уточняет Айли Вестер), ул. Западная, ул. Восточная. Историко-патриотический принцип — то есть увековечивание памяти о событии, общественной организации — ул. 26 Июля, Комсомольская улица. Часто название было связано с конкретным объектом — Ратушная площадь, ул. Кооли, ул. Кладбищенская (нынешняя Нарва-Йыэсуу, вдоль этой улицы издавна располагалось несколько больших кладбищ и все нарвские приходы). Так, ул. Вестервалли (западный вал) напоминала о том, что она была проложена по линии западной крепостной стены средневековых укреплений Нарвы, а Петровская площадь получила свое имя от Петровских ворот и Петровского форштадта. Названия улиц могло идти от профессий, специальностей, производственных предприятий или заведений, которые там были расположены: ул. Заводская, ул. Пагари, ул. Богадельни, Госпитальная. В основе могла лежать, например, военная тематика — Военный переулок. Или природные явления, времена года — Кевадэ, Пякесе. Мемориальный принцип — то есть отталкиваясь от исторической личности. А порой в основе был просто номер: так, в конце XIX века в Нарве были улицы Четвертая, Пятая, Шестая и т. д.

– Во времена, когда Нарва принадлежала Российской империи, улицы часто назывались именами царей. Так появились Никольская улица, Александровская, Первая Петровская, Шестая Петровская, Седьмая Петровская, Большая Петровская, – уточняет Айли Вестер. – Во время Эстонской Республики такой традиции не было.

При этом, замечает Светлана Андреева, одноименные улицы встречались в разных частях города. В Ивангороде (который, напомним, был долгое время частью Нарвы) находились Первая, Вторая и вплоть до Шестой. В Петровском пригороде — с Первой по Одиннадцатую. Улица Госпитальная имелась как в районе Старого города, так и в Ивангороде.

 

Пройду по Госпитальной, сверну на Богадельную...

Фотография из архива Айли Вестер: жители улицы Толли, где выросла Айли.

Строили и переименовывали

В годы Эстонской Республики, продолжает Светлана Андреева, появилось много новых улиц. На карте 1927 года в городе и трех пригородах (Нарвский, Петровский, Ивангородский) нанесено около 166 улиц. Из них по отношению к году 1912-му было переименовано около 25%. Так, Кирочная стала Раху, Остерская — Койду, Садовая — Койдула, Пушкинская — Кирьянику, Николаевская — Вабадусе, павловская — Тулевику, Ольгинская — Линда, Константиновская — Лембиту…

Бурное строительство в Нарве после Второй мировой войны на территории Старого города осуществлялось, к великому сожалению, с ликвидацией ряда исторических улиц.

– Среди многих послевоенных трагических разрушений было и разрушение микротопонимики городов, – рассказывает Светлана Андреева. – В первые годы еще как-то пытались сохранить исторические названия на городской карте. Но основная тенденция той эпохи была иной. Память о поколениях революционных борцов полагалось увековечить всеми средствами, и в частности, в переименовании улиц. А так как население Нарвы после войны обновилось почти полностью, то никто этому и особо и не сопротивлялся.

В научно-вспомогательном архиве библиотеки Нарвского музея хранится папка с многочисленными решениями Нарвского городского совета депутатов трудящихся о переименовании улиц в городе. Так, Суур стала ул. Махмасталя, Валге — Советской, Вестервалли — Коммунаров, Краави — Кошевого, Мальми — Михаила Калинина и т. д. Была в Нарве, уточняет Айли Вестер, и улица Сталина — напротив Художественной галереи.

По словам Светланы Андреевой, если брать за основу карту 1927 года, то из около 130 улиц (без Ивангорода) к концу 1960-х было переименовано 28.

Ну, а с приходом нашего времени, опять началось очередное переименование улиц. И так, например, Рыцарская, которая в советское время была ул. Э. Вильде, вновь обрела свое историческое название — стала Рыцарской. К слову, когда-то она была аристократическим центром города: на ней селились представители самых знатных и богатых нарвских семейств.

– Надо сказать, что для европейских стран практика массовых переименований улиц не характерна. Там, даже если менялся политический строй, то в целом в стране наименования сохранялись — именно как памятники культуры и истории, – утверждает научный сотрудник-хранитель Светлана Андреева.

– История создания и наименования — это только часть истории улицы, – говорит Айли Вестер. – И наши научные изыскания как специалистов-историков направлены прежде всего на изучение этого круга вопросов. Но как интересно было бы дополнить историю улиц рассказами о том, какие события разворачивались на той или иной улице в разные годы, что за люди там жили и живут, какие легенды, народные предания, а может быть, анекдоты с ней связаны. И эту историю пишем уже мы все вместе — жители нашего города.

Айли Вестер рассказывает, что, например, среди старожилов Нарвы когда-то из уст в уста передавалась грустная история, связанная с домом известного в Нарве архитектора Новицкого, работавшего в городе в начале XX века. Архитектор спроектировал и построил для себя и своей семьи ну очень замысловатый дом, со многими витиеватыми лестницами, коридорами и прочими архитектурными «изысками». Новицкий так намудрил, что когда он умер, гроб покойного пришлось выносить из дома … через окно. «Взрослой внучке Новицкого как-то рассказали об этом грустном курьезе. Она ответила: ну что ж, это тоже часть истории нашей семьи и свидетельство характера моего деда», – говорит Айли Вестер.

Сама же главный хранитель фондов Нарвского музея свое детство и юность провела на улице Толли.

– То есть, если перевести на русский, улице Таможни или Таможенной, – рассказывает Айли Вестер. – Это одна из старейших улиц Нарвы. Она вела (да и сейчас ведет, поскольку ул. Толли до сих пор есть в Нарве) к реке. Видимо, туда, где когда-то был порт, а значит, была таможня, производился досмотр судов, которые прибывали в наш город. В войну уцелели всего пару жилых строений. Знаю, что в 50-е годы мой отец привез для дома бревна из деревни, которая была затоплена при строительстве Прибалтийской ГРЭС. А со временем обложил дом кирпичом. Я уехала из дома на улице Толли после того, как умерли родители. Надеюсь, что и сейчас у ворот нашего дома стоит старый дуб — как память о моем отце.

А что вы можете рассказать об истории своей улицы? Пришлите свой рассказ на адрес: svetlana@prospekt.ee

 

Светлана Зайцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *