Уже отдалились от нас празднования по поводу 70-летия победы над фашизмом во Второй мировой войне, однако  к  событиям, с ней связанным,  остается повышенный интерес.

 

Подвиг из школьной программы ставят под сомнение

 

И стоит только порадоваться, что находятся люди, которые хотят и могут дополнить истинную картину этого невероятного пятилетия. Но иногда радоваться не получается.  

Снимает молодежь

Думаю, большинство узнавших о том,  что в год юбилея Победы на большие экраны выйдет художественный фильм  о подвиге 28 панфиловцев, отнеслись к этой новости  с симпатией. И уже практически с энтузиазмом,  когда узнавали подробности:  снимает кино о героях,  защитивших Москву от вражеских танков зимой 41-го,  молодежная команда из Санкт-Петербурга Libyan palette.
Слово «энтузиазм» в данном случае  употреблено не для красного словца:   из 60 млн рублей, требовавшихся на картину, 33 млн ее создатели собрали через интернет.

В какой-то момент, но далеко не на первом этапе, проект получил государственную поддержку, причем сразу из двух мест: России и Казахстана.

Заинтересованность казахской стороны, нетрудно догадаться,  основывается на том, что 316-я (Панфиловская) стре- лковая дивизия формировалась в Казахстане. Отсюда же был призван и политрук Клочков, руководивший легендарной четвертой  ротой 1075 стрелкового полка, а в довоенное время заведовавший трестом столовых Алма-Аты.

– Когда фильм выйдет, пойду смотреть в кинотеатр, впервые за много лет, – откровенничает по  поводу выхода фильма один из пользователей сайта oper.ru, – На свой день рождения жене и дочке заказал: «Закинуть деньги на 28 панфиловцев».
Такие слова дорогого стоят и, признаться, подогревают к картине интерес.  И вдруг ты узнаешь, что подвига 28 панфиловцев … в действительности не было. И это уже не злопыхательство  анонимов из интернета, а заявление авторитетного эксперта.  

Документ из 16-й папки

А именно таковым и является директор Государственного архива России Сергей Мироненко. Как следовало из его выступления перед участниками конгресса Всемирной ассоциации русской прессы, состоявшегося в июне в Москве и в котором участвовала и газета «Виру Проспект», факт этот был установлен вскоре после окончания войны.

Множившиеся на этот счет слухи и кривотолки, рассказывает директор архива,  заставили генеральную прокуратуру страны провести специальное расследование. И в 1948 году появился документ, подписанный генерал- лейтенантом Афанасьевым, где содержатся вполне однозначные выводы: подвига 28 панфиловцев не было, эта история — плод вымысла корреспондентов газеты «Красная звезда» и его редактора. Почему, на взгляд директора архива, это не- опровержимо доказано?

Командир  полка, в котором служили солдаты из «списка 28-ми» полковник  Капров был жив,  и он показал, что  боя у разъезда Дубосекова, о котором писала «Красная звезда», на самом деле  не было.  Был бой справа, был слева, но вот тут не было. Как выяснилось, автор первой   публикации о подвиге панфиловцев,  корреспондент Кривицкий (был еще очерк Владимира Коротеева), политрука Клочкова в действительности не видел. А знаменитые слова  «Велика Россия, а отступать некуда», якобы произнесенные политруком, принадлежат перу журналиста.  

Как бы жестко это ни звучало, но сегодня нет уверенности, что в могиле, известной как место захоронения 28 героев-панфиловцев, упокоились именно эти люди. И даже в том, все ли они воевали на стороне Советской армии. Тогда откуда же этот список  28 героев?

Как следует из рассказа Сергея Мироненко, одному (корреспонденту  «Красной звезды» Кривицкому), так хотелось вернуться в редакцию с некой героической историей, а другому (капитану, получившему приказ от начальника политодела дивизии) так не хотелось «заморачиваться», что корреспондент уехал и с историей, и с фамилиями.

 

Подарок всем недоброжелателям

Надо ли говорить, какую бурю эмоций  вызвало выступление г-на директора после всего, что в сосредоточенной тишине он поведал залу.
– Вы и представить себе не можете,  какой подарок делаете своим рассказом последователям дела Степана Бандеры, проживающим у нас в Канаде, – так эмоционально  «отблагодарила»  директора архива журналистка  Эвелина Азаева.  А представители Казахстана  высказали вслух предположение, что заявление Сергея Мироненко  вбивает серьезный клин в российско-казахстанскую дружбу.

Директор архива, очевидно, сталкивается с такой реакцией не впервые, а потому к ответу был готов.

– Я все же являюсь членом комиссии при президенте по военным, пропавшим без вести. И в ходе работы этой комиссии узнал ошеломившую меня цифру: до сих пор  в Министерстве обороны числится 2 миллиона солдат, чья судьба не установлена (в армии США, для сравнения – меньше десятка,  Англии, Франции — менее сотни). Мне открылась таким образом страшная  вещь:   жизнь в советское время не стоила ничего.
– Что, не было героев, которых можно было воспеть? – продолжает размышлять Сергей Мироненко.-  Подвигов в истории  Великой Отечественной войны было — немерено… Но  этой власти правда была не нужна. Ей нужен был какой-то миф. И не важно: эти люди, те люди… И в конце концов я решил эти вещи обнародовать.

Г-н директор пообещал, что скоро справка-доклад  Н. Афанасьева “О 28 панфиловцах» появится на сайте госархива. Сейчас она там уже появилась (см. http://www.statearchive.ru/460).

Молчать или писать?

Сделанное  Сергеем Мироненко сообщение вызвало среди участников конгресса и сугубо профессиональную  дискуссию: а надо ли сегодня  делать исторические разоблачения, особенно связанные с темой героизма в Великой Отечественной войне?

Несколько сблизила позиции сторон реплика исполнительного директора ВАРП Александра Клейна. В том,  что в истории с героями-панфиловцами есть некая недосказанность, он имел возможность убедиться еще в пору своего пионерского прошлого: в их школе был музей панфиловцев.

– Эта недосказанность,- говорит Александр,  – раскрывалась очень просто:  с именами погибших людей постоянно происходила какая-то путаница.
Тем не менее, признается коллега, даже ему воспринять услышанное оказалось непросто. «Но мы — журналисты, люди, принявшие  на себя миссию быть объективными  и честными», – заключил он свое короткое выступление.

И все же  честность историка и честность журналиста — вещи несколько  разные. Историк оперирует только фактами, в них и заключается для такого спе- циалиста реальность. Журналист же учитывает и фоновые вещи, которые могут  существенно менять выводы того же самого архивиста.
А в этой истории невозможно не учитывать, что 18 ноября 1941 года немцы стояли в каких-то 100 километрах от Москвы. И в эти дни судьба и столицы, и самого  Советского Союза висела на волоске. Что в эти дни среди москвичей назревала паника, а долгий период отступлений советских войск  и предстоящие испытания не могли не повлиять на психологическое состояние бойцов, перед которыми стояла задача остановить врага.

Поэтому публикации о подвиге 28 панфиловцев, считают, прежде всего, ветераны войны,  были направлены не на ложное возвеличивание, а на создание нужного психологического настроя, так необходимого для победы.  Достаточно сказать, что у подвига панфиловцев, как и других героев Великой Отечественной, появилось в ходе войны немало последователей.    

А бой под Дубосеково, как удалось установить в том числе и создателям документального фильма «Битва панфиловцев» на телеканале «Культура», все- таки был. Но противостояли фашистам не 28 панфиловцев из четвертой роты, а вся рота, более 100 человек. В живых из них осталось только шестеро. 

Ни очернять, ни лакировать…

И  все-таки сделать вид, что документа из секретной папки № 16 не существует, — не самый удачный для журналиста  нравственный выбор. Но уместно ли писать об этом, тем более  в год 70-летия великой Победы? Интересно было услышать мысли на этот счет руководителя администрации президента Сергея Иванова.

– Наверное, вы заметили, сколько было в этом году попыток  исказить историю и предложить ее в совершенно новой, попытаюсь выразиться корректно, интерпретации. В  отдельных СМИ черное просто  выдавалось за белое, я уже не говорю о  реабилитации нацизма в ряде европейских  стран.

Противопоставить этому можно только одно: объективный факт. Ну вот, кажется, в поисках правды ни историки, ни журналисты не одиноки. Благо, что в истории великой Победы и отдельных ее страницах и мужества, и подвигов, и славы хватит на многие поколения  ныне живущих.

Справка:

Фильм «28 панфиловцев» выйдет на широкий экран предположительно в ноябре нынешнего года.

Татьяна Завьялова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *