В памятную дату 33-летия со дня аварии на Чернобыльской АЭС, 26 апреля, нарвские ликвидаторы провели небольшой митинг у памятного камня в Нарве, который они несколько лет тому назад поставили на свои же деньги у церкви, что по улице Мыйза.

Ликвидаторы аварии на ЧАЭС почтили память товарищей, чьи жизни унесла радиация.

Возложившая к памятнику корзину цветов от городского собрания Лариса Оленина назвала подвигом то, что сделали ликвидаторы в 1986 году. А организатор Нарвского союза ликвидаторов аварии на ЧАЭС и его первый председатель — врач Николай Куликов – пожелал всем здоровья, отметив, что оно у остающихся сегодня в живых ликвидаторов страшной аварии «конечно, не фонтан».

Но главное, что они живы. Продолжать жить интересной и насыщенной событиями жизнью им помогает Нарвский союз. Как рассказал нашему изданию нынешний его председатель Сергей Непримеров, несмотря на болезни, мужчины собираются то на расчистку снега перед церковью, то на субботник, чтобы привести в порядок территорию возле монумента, то и вовсе отправляются в поездку.

На пособие гражданам РФ не хватило денег?

Несмотря на то, что подавляющее большинство нарвских, да и ида-вирумааских ликвидаторов по причине наличия у них российского гражданства лишены возможности получать разовое в год пособие в размере 230 евро, Нарвский союз держит связь с коллегами в Пярну, Таллинне и Пыльва и отмечает, что самая активная деятельность среди организаций бывших ликвидаторов ведется в Нарве. Любопытно, что смертность среди бывших «чернобыльцев», не состоящих в объединениях, по данным Сергея Непримерова, выше, чем у тех, что объединены в союзы. Выходит, моральная поддержка помогает сохранять и аккумулировать жизненные силы.

Сергей Непримеров:

– Наша организация насчитывает 141 человек, это жители не только Нарвы, но всего Ида-Вирумаа, в основном граждане РФ. Граждане Эстонии идут к нам неохотно — у нас их всего трое, да еще один обладатель серого паспорта из Силламяэ. После церемонии в Нарве и богослужения в Нарвском храме двенадцати Апостолов мы отправимся в Йыхви, где у нас тоже установлен памятник ликвидаторам. Там проведем небольшой митинг, помянем ушедших товарищей.

На вопрос о пособии ликвидаторы, являющиеся гражданами России, реагируют болезненно: это и понятно – с 1 января 2019 года его получают все ликвидаторы кроме них. Не помогла в этом деле и петиция в Европарламент, переданная в 2017 году с Яной Тоом, порекомендовавшей с этим вопросом обратиться к России. Но эта страна платит пособие лишь тем своим гражданам, которые проживают на ее территории.

Сергей Непримеров:

– А наши члены союза из числа граждан РФ по сути не знают другой родины кроме Эстонии: одних, как и меня, детьми привезли в Эстонию, другие здесь родились и прожили всю жизнь, были законопослушными гражданами, имеют вид на жительство, работали тут, платили и продолжают платить налоги. Но своего пособия, несмотря на это, так и не заслужили. Денег, наверное, не хватило у государства на 300 человек.

 

«Отведай грушу, внучок»

Конечно, вспоминают они и те месяцы, которые провели в опасной зоне. Самые яркие моменты надолго врезались в их память. Например, спелые, сочные наливные груши из сада местной жительницы деревни Ковшиловка, которой из-за постоянного повышения радиационного фона «везло» на помывки. Уж так аппетитно смотрелись те груши на ветке и так ласково предлагала их отведать милая старушка, что и на вкус эти груши были настоящим райским наслаждением.

«Если бы радиация – эта зараза, – говорят ликвидаторы, – имела цвет, вкус и запах, было бы страшно. На самом деле страшно то, что она не имеет никаких отличительных признаков».

Вспоминают, как у них отобрали обнулившиеся из-за зашкаливших показателей счетчики Гейгера и дали новенькие дозиметры-накопители.

Из средств защиты у них были только респираторы.

Как работали с шести утра до 10 вечера, когда смывали радиоактивную пыль с домов в теперешней зоне отчуждения: копали вокруг построек канавки на штык лопаты в глубину и два штыка в ширину, после чего мыли каждый дом с крышей сначала шампунем, а затем водой, подававшейся под огромным давлением. В деревнях Украины и Беларуси люди жили бедно, многие хаты еще довоенной постройки стояли с соломенными крышами. У одной такой хаты от давления воды в 32 атмосферы простенок между окнами улетел в избу. Из другой избы навстречу ликвидаторам вышел старичок-сосед, вся грудь в орденах. «Не пущу, – говорит, – дом мыть, и все тут!» Парни ему: мол, у нас приказ полковника. А он: «Я в вой­ну генералов …посылал, а вы меня тут полковниками пугаете». В общем, взяли со старика расписку и оставили в покое. В конце концов выселили ту деревню, как и многие другие по всей зоне отчуждения…

Наталья Соболева

Фото: Наталья Соболева

Почти все члены Нарвского Союза ликвидаторов не получают пособие

Читайте также:

Вдоль по Кладбищенской

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *