Мы продолжаем печатать на страницах нашей газеты отрывки из нашумевшей книги Светланы Логиновой «Криминальная Эстония»
(Начало в № 27, 4 июля 2018 г.).

Криминальная Эстония. «Похороненные» деньги

Несмотря на то, что Александра Моисеева (справа) защищал один из самых дорогих адвокатов Эстонии Анатолий Ярославский (слева), Моисеева все-таки упекли за решетку.

С коррупционным скандалом, начатым неожиданно «прозревшей» Полицией безопасности, связывают имена депутатов Нарвского горсобрания Александра Моисеева, Алексея Воронова и Федора Овсянникова. Когда в конце августа 2008 года первого из них арестовали, второй мгновенно «лег на дно» и в течение двух недель не появлялся на рабочем месте и не отвечал на телефонные звонки. В связи с этим к третьему перешла роль солиста вышеназванного трио.

…Александр Моисеев – личность в высшей степени интересная. Миллионер (в долларах), имеющий недвижимость в Испании. Впрочем, и в Эстонии недвижимости у Моисеева хватает. Чего стоит «скромная» дача (по дороге в Нарва-Йыэсуу, справа от Рийгикюла) и банька при ней, являющаяся, по словам осведомленных людей, своеобразным штабом, где обсуждаются насущные проблемы «управления империей». Дом и баня, обнесенные высоким забором и защищенные электротоком, по словам бывавших там гостей, поражают своей роскошью. Моисеев хвалился приятелям, что вложил в строительство усадьбы (это самое верное определение всего комплекса строений) 14 миллионов крон. По мнению иных, усадьба Моисеева, благодаря высокому забору, за которым ничего не видно, и защите электротоком, напоминает внешне не жилой комплекс, а скорее тюрьму. Чуть ниже мы ещё вспомним об этом «шедевре» моисеевского зодчества…

Несколько лет назад ходили слухи, что Моисеева разыскивают право­охранительные органы России на предмет дачи показаний в качестве подозреваемого в деле о двойном заказном убийстве. Слухи эти подкрепил один мой нарвский знакомый – Андрес Вальме, очень темная лошадка, приславший мне весьма пикантную статейку, скопированную с какого-то российского сайта. В статье называлось имя – Александр Моисеев и описывались подробности заказного убийства, кажется, в каком-то казино. Мне было предложено обменять эту статью, дополненную другими деталями биографии Александра Моисеева, на компромат против некоторых высокопоставленных людей (не только нарвитян). Я отказалась от предложения и посему не получила никаких дополнений к «моисеевскому» делу об убийстве. По своим каналам я попыталась проверить компромат на Моисеева, но это оказалось делом весьма скользким и неблагодарным. Тем не менее, определенные выводы сделать смогла. Во-первых, может быть в том, российском заказном убийстве, и был задействован какой-то Александр Моисеев, но уж точно – не «наш». Иначе – в этом можно не сомневаться! – российская сторона незамедлительно потребовала бы его экстрадиции. Во-вторых, Вальме пошел на явную провокацию, сделав попытку выудить у меня важную информацию о чиновниках-коррупционерах в обмен на «липу». Значит, ему или кому-то другому, стоявшему за его спиной, эта информация была очень нужна.

…Итак, напомним цепь событий, связанных с коррупционным скандалом. 29 августа 2008 года вечером Александр Моисеев был взят под стражу по подозрению в даче взятки в сумме 100 тысяч комиссару отдела по борьбе с экономическими преступлениями Идаской префектуры Евгению Федоренко. По слухам среди сотрудников префектуры, предложенный размер взятки был в три раза больше, но по какой-то причине Моисеев решил разбить предложенную сумму на несколько частей. В уголовном деле на Моисеева фигурирует несколько эпизодов. В одном из них проходит бывшая гробовая мастерская, на реновацию которой было «похоронено» свыше 6 миллионов крон. Чуть ниже мы еще вспомним о том, как после моисеевской реновации здание так и осталось в своей первозданной «красоте» – без окон и дверей.

Змеиный клубок

… 4 сентября 2008 года в офисе фирмы «Ноорсилге» (OÜ Noorsilge) на улице Кеск в Силламяэ (бывший Дом быта), принадлежащем бизнесмену Алексею Воронову, провели обыск и изъяли документы, которые, по словам старшего прокурора Вируской прокуратуры Кальмера Каська, имели отношение к уголовному делу на Моисеева, начатому ещё в мае 2007 года. Затем полиция обыскала и кабинет Воронова в принадлежащем городу «водном» предприятии «Нарва веси» (Narva Vesi AS). Сам же хозяин кабинета «испарился», а буквально на следующий день из коммерческого регистра стало известно, что Воронов срочно выведен из членов правления «Нарва веси», что для многих стало сюрпризом.

Алексея Воронова вкупе с Александром Моисеевым считают в Нарве равноправным членом «Большой тройки», под эгидой которой в городе продавалась муниципальная недвижимость и проводились конкурсы на «строительные» госзаказы. Вице-мэр Нарвы Софья Хомякова, которую горожане ласково-иронично называют Софочкой, прошла на должность вице-мэра не без участия Моисеева. Интересная и мало кому известная на момент развития коррупционного скандала деталь: Софочка вместе со своим гражданским мужем Вадимом Орловым обосновались на тот момент в роскошной квартире Моисеева на улице Йоала. Не менее любопытно, что Орлов являлся советником мэра Тармо Таммисте и владельцем фирмы, через которую осуществлялся ряд сделок с продажей недвижимости. Но самой главной фигурой «Большой тройки» являлся, без сомнения, Александр Моисеев. Под его влияние попали многие члены горсобрания. Деньги – а их у Моисеева было достаточно – сделали его самой влиятельной фигурой в Нарве. Настолько влиятельной, что, по слухам, он заявил как-то, что построит напротив хлебокомбината, принадлежащего бывшему криминальному авторитету Антону Михайловичу Лечицкому, городскую свалку. Иными словами, Моисеев дал понять авторитету, что не ставит его ни в грош.

Нарвский спрут

Пока Александр Моисеев маялся за решеткой, а Алексей Воронов «испарился» в неизвестном направлении, бразды правления городом взял в свои руки Федор Овсянников, привлекавшийся ранее к уголовной ответственности за финансовые махинации. На волне коррупционного скандала всплыли и другие имена, связанные с именами вышеупомянутой троицы…

Оказалось, что политические и экономические интересы главных героев коррупционного скандала простирались гораздо далее пределов Нарвы. Овсянников, впрочем, оказался самым осторожным из «трио»: его имя упоминают редко, хотя значимость вклада Овсянникова в «общее дело» от этого не падает. На мой вопрос, как Овсянников относится к обвинениям в коррупции, Федор честно ответил: «Александр Моисеев – мой лучший друг. Он не может быть замешан в коррупции, а ко мне, поскольку я не чиновник, эта статья вообще неприменима!»

…Оказалось, что Александр Моисеев как лидер троицы попытался распространить свое влияние не только на Нарву, но и на Вайвараскую волость, используя для этого своего «гонца» – Анатолия Подволоцкого, нарвского бизнесмена, несколько лет назад судимого за любовь угрожать своим врагам огнестрельным оружием. Один из потерпевших, – которому Подволоцкий дал, фигурально выражаясь, в морду, а затем, чтобы не получить ответную плюху, продемонстрировал ствол (такое случалось с Подволоцким и прежде), – возмутился и подал заявление в полицию. Замять дело Подволоцкому не удалось, и он получил условное наказание. К Подволоцкому мы вернемся ниже…

А пока о «наших» депутатах. У всех них на тот момент имелись в Вайвараской волости участки земли. Из неофицальных источников удалось узнать, что на имя Алексея Воронова было записано четыре участка земли, был хутор и у Подволоцкого. Но больше всего землицы набралось у Моисеева – свыше двадцати гектаров. Впрочем, есть основание предполагать, что земли у Моисеева значительно больше, но она могла быть оформлена на подставных лиц. Один из депутатов Нарвского горсобрания Артур Пярноя сказал, что как-то, года за четыре до нарвского коррупционного скандала, Моисеев заявил, что он – хозяин всех полей вокруг парка в Лаагна и планирует приобрести парк, но пока не может договориться со старейшиной волости Вейкко Лухалайдом.

Землица эта – заветная, так как расположена вокруг мыйзы Лаагна, на территории которой находится великолепный пруд и старинная липовая аллея. Этот лакомый кусок, принадлежащий волости, давно привлек внимание Моисеева. Анатолий Подволоцкий подрулил с предложением продать мыйзу к старейшине волости Вейкко Лухалайду, но тот был категоричен в своем отказе. Тогда «гонец» Моисеева стал угрожать Лухалайду снятием с должности через тогдашнего министра внутренних дел Маргуса Лейво, когда же и это не подействовало, Подволоцкий не нашел ничего лучшего, как перейти к угрозам расправиться со старейшиной физически, заявив, что скоро «ночи будут темными и длинными»… Вейкко Лухалайд был вынужден обратиться в Полицию безопасности.

 

Читайте фрагмент полностью в газете “Виру Проспект” или в “Нарвской Газете” за 8 августа 2018 года.

Продолжение следует

Книгу Светланы Логиновой “Криминальная Эстония” можно приобрести в редакции газеты “Виру Проспект” по адресу Нарва, ул. Пушкина, 20, 2 этаж, офис 12 всего за 22 евро. Есть возможность попросить автора поставить свой автограф на титульном листе книги. Количество экземпляров книги ограничено. Дополнительная информация по тел. 56910699.

Криминальная Эстония. «Похороненные» деньги

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *