В четверг, когда эстонские министры заканчивали выездное заседание правительства в Нарве, в колледже на Ратушной площади, здесь появился нарвский общественный активист Андрес Вальме. Он планировал привезти с собой настоящий гроб и прилюдно сжечь его, но решил ограничиться передачей петиции министру обороны, впрочем, и этого сделать не смог – министр вышел через другую дверь.
Несостоявшаяся акция Андреса Вальме наделала много шуму, но так и не помогла ему достучаться до министров. Николай Андреев
С помощью странной акции с сожжением гроба на Ратушной площади Андрес Вальме, известный организатор восстановления воинских кладбищ под Нарвой, попытался привлечь внимание властей и общественности к состоянию этих кладбищ.
– Я договаривался с Тармо Таммисте, с Алексеем Вороновым, что на 24 февраля они возложат венки на могилы солдат. Они этого не сделали, – рассказал активист. – Кроме того, на кладбище откуда-то появился выброшенный письменный стол, разбросаны пивные бутылки, дорога на кладбище не почищена. Поэтому я принял решение привлечь к этому всеобщее внимание.
Комплекс расположенных на одной территории воинских кладбищ в районе Сийвертси включает в себя захоронения бойцов 92-го Печёрского полка царской армии, Вильяндиского коммунистического полка, украинских националистов, заключённых концлагерей. Территория находится в ведении созданного городскими властями ЦУ Narva Linna Arendus (Развитие города Нарва). Но, пожалуй, большая часть произведённых здесь восстановительных работ стала возможной благодаря активным обращениям Андреса Вальме во всевозможные инстанции.
– Почему люди, которые получают за это зарплату, не следят за кладбищами? Почему я должен бегать и следить за ним? – возмущается Андрес Вальме.
По словам Андреса Вальме, чтобы выяснить подробности акции перед зданием, где заседает эстонское правительство, к нему обращались и журналисты, и полицейские, и сотрудники КаПо. Андрес Вальме рассказал “ВП”, что, увидев, какой шум он поднял, решил отказаться от акции и ограничиться вручением петиции министру обороны.
От Министерства обороны Андрес Вальме хотел потребовать придания кладбищам официального статуса воинских захоронений, который облегчил бы уход за ними. В итоге активист сумел пообщаться лишь с помощником министра. А сам министр обороны тем временем покинул здание колледжа, воспользовавшись другим выходом.
Николай Андреев