Популярное
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

В воскресенье, 5 июня, в 20.10 в эфире телеканала ETV+ специально к Дням города Нарва будет показан документальный фильм «Актуальная Нарва». Режиссер фильма Алена Суржикова  сегодня гость нашей редакции.

 

Алена Суржикова, режиссер, открывшая для себя Нарву

Новость изнутри

Документальный фильм сделан на основе кинохроники и телепередач, начиная с 1960-х годов и до наших дней. Хотя там есть кинокадры и 1944, 1946 гг. В фильм вошли самые яркие моменты из хроники Эстонского национального телерадиовещания: эпизоды из новостной программы «Актуальная камера» и других проектов ERR.

Первая демонстрация фильма состоялась  в Нарве 21 мая в здании бывшего детского сектора им. Амалии Крейсберг на Йоала, 18 в рамках проходившего в городе Фестиваля мнений. И надо сказать, несмотря на поздний час (21.00) и в целом довольно слабый интерес  нарвитян к фестивалю фильм о Нарве собрал приличное количество зрителей. И это понятно: документального фильма о Нарве отечественного производства в подобном формате – на основе кинохроник протяженностью в 60 лет – никогда не было.

По словам Алены Суржиковой, предложение сделать фильм о Нарве поступило от руководства телеканала ETV+. «И я, конечно, сразу же согласилась, – рассказывает Алена. – Работать с киноархивами – это чрезвычайно интересно! К тому же мне это хорошо знакомо: в свое время я была режиссером на Пятом канале Санкт-петербургского телевидения. Еди- нственное, что смутило: мне дали всего лишь неделю на создание фильма. Но что делать – это формат телевидения, все надо делать очень быстро. Поэтому я решила сосредоточиться лишь на самых важных моментах в истории Нарвы, начиная с 60-х годов прошлого века».

И все же о многих значительных и ярких событиях, признается Алена, пришлось проговорить буквально скороговоркой. «В 90-х годах было огромное количество сложных ситуаций, которые в 43 минуты экранного времени ну просто никак не вместить и не объяснить толком, почему и как это происходило. Поэтому я сознательно не стала углубляться в некоторые темы, – рассказывает Суржикова. – К тому же в ходе работы всплыла проблема «потерянных 90-х», как называют ее кинодокументалисты на территории всего постсоветского пространства: киностудии перестали существовать, и систематическая хроника практически оборвалась. Да, многое в это время снимается на видео. Но нет систематизации, внесения в каталоги. Программы очень субъективные, это всего лишь отдельные фрагментарные мнения. Вот, например, дали мне какую-то программу о двух бабушках в Нарве: одна эстонка, другая русская, коммунистка. В принципе небезынтересно. Но делать на этой основе обобщения или анализ того времени?… На мой взгляд, неправомерно. А более основательного пласта кинохроники просто нет».

В дополнение к тому материалу, который предоставили Суржиковой из архивов Эстонского телевидения, многое она искала и нашла сама. А также включила фрагменты из документального фильма Яака Кильми «Бумажный город».

 В 2013-2016 гг. Суржиковой довелось снимать в Нарве – когда она делала свой цикл «Живи на все сто» об увлеченных людях . Но сейчас, погрузившись в мир кинохроники далеких лет, Алена говорит, что узнала о Нарве много нового, и Нарва ей «теперь по-другому видится». «Во-первых, я осознала, как на самом деле много было сделано человеческим трудом . Это действительно уникальная ситуация – так быстро из руин отстроить город», – говорит режиссер.  

«Не знаю, как оценят нарвитяне взгляд на свой город со стороны. Но, может быть, он даже более объективный, чем взгляд изнутри? – размышляет Алена Суржикова. – У местного человека, как говорится, на многое взгляд замыливается. А мне, например, стало ясно, что в этом регионе ведется целенаправленная работа государства. Знаете, у нас в Рапламаа, где живет моя семья, замки не реставрируют…И поверьте, я знаю, как бедно живут эстонцы в провинции, как снимают детей с ужина в детском саду, потому что он стоит 50 сентов. Так что в Нарве не все так плохо, как порой кажется»…

 

Кто есть кто

Алена Суржикова родилась в Таллинне; отец – моряк, мама – дизайнер одежды. Алена мечтала учиться на журфаке в Таллиннском педагогическом университете. Но когда пришла подавать документы, увидела такую большую очередь из желающих там учиться, что оробела и подала документы на факультет «режиссер телевидения». Его и закончила. А в 2006 решила поехать учиться в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на режиссера неигрового кино. Приемная комиссия университета посмотрела дипломную работу Алены  Суржиковой – документальный фильм «Поиск пути – родина» о русских, которые в 90-х уехали за рубеж в поисках лучшей жизни, и Алену приняли сразу на 4-й курс.

Кстати, в числе уехавших была и сестра Алены, которая осела в Париже. С дальнобойщиками Алена проехала от Таллинна до Люксембурга и автостопом из Люксембурга до Парижа. «И это я проделала с университетской кинотехникой за 100 тысяч крон..! Такое возможно только в ранней молодости», – вспоминает Алена.

Поработала на телевидении в Санкт-Петербурге и в 2008-м вернулась в Эстонию. Вместе с мужем Сергеем Трофимовым, профессиональным фотографом , оператором и продюсером, создали фирму «Диафильм» по производству документального кино и телевизионных программ.
Год они учились на специализированных курсах в институте документального кино в Праге. «Учились тому, как делать кино, которое будет востребовано зрителем, как работать с продюсерами, с каналами, студиями, как предлагать и продавать свой фильм», – уточняет Алена.
Их документальный фильм «Не моя земля» («Suur-Sõ-jamäe») о судьбах бывших работников таллиннских заводов, имевших огороды в окрестностях улицы Суур- Сыямяэ возле Таллиннского аэропорта, был очень успешен, получил ряд наград на различных фестивалях документального кино и закуплен  различными студиями.

– Алена, насколько режиссер документального кино, работающий в Эстонии, свободен в выборе темы и ее трактовки?

– Честно говоря, мы с Сергеем думали, что после нашего фильма «Не моя земля» нам больше никто денег на кино не даст. А я получила премию лучшего молодого режиссера Эстонии в 2013 году, – говорит Алена и с улыбкой добавляет: И на президентский прием позвали. Вообще-то я привыкла делать то, что хочу, и высказываться прямо. Я вхожу

в редакционную коллегию журнала SIRP, и у нас, как вы знаете, царит настоящий плюрализм мнений. Может быть, в будущем я и столк- нусь с чем-то иным, не знаю.

Сегодня в творческом багаже Алены Суржиковой около 30 документальных фильмов, она стала известным режиссером.
А буквально вчера Алена улетела в Голливуд – там она вместе с режиссерами из 10 стран мира в течение двух недель будет учиться на курсах для режиссеров, снимающих социальное кино.

 

Другая жизнь

У Алены Суржиковой и Сергея Трофимова растут  трое детей: сыновья 8 и 6 лет и двухлетняя дочь. «Разве ж это много? – улыбается Алена, когда ее спрашивают: как вам, режиссеру, удается творчески работать при таком количестве детей. – Вот недавно мы снимали документальный фильм о женщине, у которой 9 детей…»

Столичные жители Алена и  Сергей  несколько лет назад переехали в Рапламаа и живут теперь в деревне Кяру. Алена довольна: «У нас тут спокойно, чисто, красиво». Да и до больших городов в принципе рукой подать.

 

3 ПРОСТЫХ ВОПРОСА:

– Вы довольны  «Актуальной Нарвой»?

– Я никогда не бываю довольна своей работой. Многое хотелось бы сделать лучше, переделать кое-что. Но время поджимало! И, на мой взгляд, лучше уж говорить пусть и скороговоркой, чем вообще ничего не сказать. К тому же на этой картине мне пришлось быть и режиссером, и сценаристом, и монтажером, и редактором – все в одном лице.

– Ваши творческие планы?

– Их много. Ну, вот , например, благодаря работе над «Актуальной Нарвой» пришла мысль: а почему бы не сделать целый цикл документальных фильмов о городах Северо-Востока: Силламяэ, Кохтла-Ярве и др.?

– В одном из своих интервью вы сказали, что гражданин небольшой страны имеет больше возможностей. Почему?

– Потому что я верю и как кинодокументалист знаю, что в Эстонии у человека на 100 процентов больше возможностей, чем в других странах.  Я вижу это по опыту своих знакомых и друзей, которые живут здесь, и тех, кто уехал за границу. В Эстонии у нас все близко – люди, структуры, здесь тебя скорее поддержат, и ты быстрее реализуешься творчески. Если хочешь что-то делать, то просто делаешь, и тебе помогут. Плюс у нас жить комфортнее. Я смотрю на своих уехавших друзей, даже если они хорошо устроены за границей, многого добились, они более уставшие, измотанные, менее здоровые.

 

Светлана Зайцева

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *