На сцене Vaba Lava вскоре состоится премьера документального спектакля Юлии Ауг. «Х** войне», который основан на ее переписке с друзьями из Украины.
В интервью «НГ» известная актриса и режиссер объяснила, в чем посыл нового спектакля.
– Юлия, как у вас родилась идея этого спектакля и как удалось так быстро написать сценарий?
– Продюсер Vaba Lava Мярт Меос спросил: «Юля, а как тебе идея поставить спектакль о том, что сейчас происходит в Украине?». Ответила, что надо подумать, но буквально через два дня поняла, что мне есть о чем говорить. У меня очень много друзей в Украине, с которыми я постоянно поддерживаю связь. Мое утро начинается с того, что я пишу своим друзьям и спрашиваю, как прошла ночь. Вечером – еще один сеанс связи. И вот так мы живем уже 41 день (интервью было взято 5 апреля – ред.). Это – абсолютно реальные люди, которых я знаю уже много лет, потому что я работала в Украине, много снималась. Был один проект, который длился год, второй – полтора года, это был сериал «Крепостная». Мои друзья – разные люди, с разными характерами, они по-разному воспринимают происходящее, но все они сейчас остаются там. Потому что это их город, их земля, и они никуда не уедут.
– В спектакле людей, с которыми вы сейчас переписываетесь, будут называть по их реальным именам?
– Кого-то будут, кого-то – нет. У одного человека будет придуманное имя, потому что он живет в Луганской области, на территории, подконтрольной российским войскам. Поэтому ни его имя, ни место, где он конкретно сейчас находится, я называть не могу – это опасно.
– В чем посыл этого спектакля?
– Посыл – в самом названии. Потому что это настолько страшно, что этого просто не должно быть: война ломает и отбирает жизни людей.
– Некоторых моих знакомых смутило, что в названии спектакля использован мат.
– «Х** войне» – известный антивоенный лозунг, который используется еще с начала 2000-х, можно его набрать в любом поисковике. Я вообще поклонник мата на сцене – он в некоторых ситуациях невероятно эмоционален и точен. Любые смущения на эту тему, к сожалению, я не могу ни прочувствовать, ни понять. И в такой ситуации, когда кругом ад, мы можем только адом отвечать. А кроме всего прочего, один из моих друзей в Украине так заканчивает почти каждое свое сообщение, словами «Х** войне» – это реальный текст из реальных писем.
– Этот спектакль 16 апреля покажут в Нарве – в городе, где многие люди не то, чтобы за войну, но и не верят в то, что эта война происходит и что Россия – агрессор. Скажем так, верят в какую-то иную версию событий. Как вы считаете, мог бы ваш спектакль их переубедить, нужно ли это делать и хотели бы вы, чтобы такие зрители на ваш спектакль пришли?
– Я не считаю, что людей, которые не хотят смотреть правде в глаза, стоит переубеждать. Мне кажется, что огромному количеству людей их психика просто не позволяет смотреть правде в глаза. Потому что тогда они осознают весь ужас того, что сейчас творит Россия, и могут просто сойти с ума. Но мой спектакль как раз очень милосерден к таким людям. Я не стала брать никаких военных сводок, ни с одной, ни с другой стороны. Я не демонстрирую некоторые видео, которые друзья мне присылают. Например, в один из первых дней войны моя подруга из Киева прислала видео, которое ей, в свою очередь, переслал знакомый актер из Изюма. Он снимал после одного из взрывов на мобильный телефон, и в кадре появляется пожилая женщина на асфальте, у которой оторваны ноги – она кричит, она еще живая. Таких видео я не показываю в спектакле, потому что считаю, что это неэтично по отношению к зрителям. Я рассказываю о войне голосами своих друзей, которые ее описывают иногда довольно жестко. Но все равно, будучи журналистами, фотографами, сценаристами, актерами, они не являются экстремистами. Я опираюсь на их материал, который очень милосерден к людям, которые их убивают.
Спектакль покажут 14 и 15 апреля на сцене Vaba Lava в Таллинне, и 16 апреля – в Нарве.