Среди баллотирующихся в депутаты Рийгикогу по Ида-Вирумаа есть и житель деревеньки, в которой всего… 45 жителей. Это Олег Кузнецов, избирающийся по списку Социал-демократической партии. Нет ли здесь несоответствия – представитель столь малого сообщества претендует на участие в высшем органе власти страны? Но в ходе нашей беседы с кандидатом скоро становится понятно, почему одна из идущих на выборы партий захотела видеть его в своей команде.
Живет Олег Кузнецов в деревне Пермискюла, что в Алутагузеской волости. Его род тесно связан с этими местами: они живут здесь уже лет 300 – и это лишь тот временной рубеж, до которого смогли дойти в своих воспоминаниях местные старики и информацию о котором можно найти в архивах.
Предки нашего собеседника занимались в основном сельским хозяйством. Но некоторые оставили в семейных хрониках и, конечно, в развитии родного края, особый след.
– Мой прапрадед был десятником на строительстве Никольского храма, деревянной церкви в Куремяэ, – рассказывает Олег.
Тесно связана с Принаровьем и его собственная судьба. Что же касается вклада в жизнь своей малой родины – ему тоже есть что сказать.
Окончил Кохтла-Ярвеский химический техникум, затем высшую лесную школу в Луаа, работал заместителем начальника лесничества в Пермискюла. С 1993 года в течение нескольких созывов избирался в волостное собрание Иллука, а затем был приглашен в волостное управление Иллука на должность советника по коммунальному хозяйству. Затем был избран волостным старейшиной, а после объединения волостей Иллука и Алутагузе стал заместителем старейшины Алутагузе.
Однако служебные дела – всего лишь часть самореализации Олега Кузнецова. Уже 8 лет он руководит добровольной спасательной дружиной в Яама: 20 человек в подчинении, зона обслуживания – побережье Чудского озера от Алайыэ до Васкнарвы и реки Нарвы до Боровни.
Дорожит наш собеседник и еще одной своей позицией – председателя общинного совета Иллука. Ведь это свидетельство того, что его управленческие и человеческие качества ценят земляки.
Но с приглашением соцдемов в большую политику у местного управленца появилась иная перспектива: как будто бы с проселочной дороги ты выходишь на широкий тракт. Что это значит для представителя малой эстонской общины?
Зарплаты и пенсии – наверстывая упущенное
«Деревня – прежде всего составная часть всей Эстонии, успехи и проблемы всей страны на нее и ее жителей распространяются тоже», – отвечает Олег Кузнецов.
Да и что же наша страна без своих славных деревень, которым хочется пожелать только процветания? Но так уж в современном обществе дело обстоит: хочешь улучшений – не чурайся политики.
– Когда социал-демократы предложили мне пойти на выборы, я внимательно просмотрел их программу и многое мне в ней понравилось, – говорит кандидат. – То, к примеру, что в планах поднять минимальную зарплату и пенсии до 1200 евро. Да, такие блага обещают нам и некоторые другие партии, но соцдемы стабильно входят в правящую коалицию, так что у них есть больший шанс реализовать обещанное.
Кандидат говорит, что ему симпатичны намерения социал-демократов поднять зарплаты полицейским, спасателям, учителям и работникам культуры, ведь это профессиональный каркас государства. «Повышение зарплат у них, конечно, происходит, – говорит Олег Кузнецов, – но государство всего лишь нагоняет тут допущенное отставание. Плюс к этому мы столкнулись сейчас с резким удорожанием жизни».
А добровольцы всегда рядом
Обещают соцдемы увеличить и материальное стимулирование добровольных спасателей. Наш собеседник отмечает, что доволен, на какой уровень за последние семь лет было поднято техническое обеспечение таких команд. Это, исходя из реалий Принаровья, очень правильное направление деятельности МВД. Депо Яама находится в 40 км от Ийзаку и в 45 от Йыхви: вот сколько времени будет сэкономлено, если происшествие случится в зоне обслуживания команды Олега Кузнецова. А ведь ЧП, на которое спешат спасатели, – всегда угроза чьему-то имуществу и даже жизням.
Как выясняется, работы добровольным спасателям в этом, казалось бы, малолюдном районе, хватает: за счет любителей лесных пикников, сборщиков грибов и ягод он довольно оживленный. При этом с огнем некоторые гости обращаются очень небрежно. Ну и обычное течение жизни тоже не исключает неприятностей.
– В прошлом году, к примеру, мы спасали от пожара дом, гасили лесные пожары и убирали упавшие во время шторма деревья. В среднем за год делаем от 15 до 20 выездов, – говорит Олег Кузнецов.
Уместно заметить, что текучести в его коллективе практически нет.
Принаровье постепенно пустеет
Коснувшись предвыборной программы, где соцдемы обещают повысить зарплаты и пенсии, Олег Кузнецов отмечает, что есть у партии и предложения, откуда взять на это средства. Обозначены также конкретные рубежи – в частности, создать в течение четырех ближайших лет 15 тысяч рабочих мест в регионах Эстонии.
Наблюдая все большее опустение Принаровья, необходимость этого Олег Кузнецов чувствует, пожалуй, острее других.
– Мне нравится здесь жить, – говорит старожил Пермискюла. – Это моя родина. Это чистый воздух, чистая вода, красивая природа. Но у нас не хватает молодежи, потому что работать ей негде.
Для государства, поясняет Олег, вымирание приграничных районов – это угроза безопасности. Непросто и жителям: тут ведь, кроме шуток, по улицам иногда бродят медведи. Однако гораздо ощутимее посягают сегодня на покой и благополучие селян капризы нашей экономики.
– Для меня был шок, когда в позапрошлом году я получил счет за электричество, – говорит Олег Кузнецов. – Для начала сменил ценовой пакет. А теперь, как и все мои соседи, снижаю потребление. Благо, что отопление у меня печное и я имею собственный участок леса.
И еще одной проблемой, очень близкой кандидату Кузнецову, согласно программе соцдемов, пора озаботиться государству.
– Медицинское страхование должно стать в стране бесплатным. К сожалению, его лишаются безработные по окончании срока их пребывания на т. н. бирже. Я знаю много таких людей, которым за визит к врачу-специалисту приходится платить большие деньги, – говорит Олег.
Закрыли школу – приговорили деревню
Печется бывший управленец и о благополучии самоуправлений в целом.
– Нельзя забывать, что основа государства – это местные самоуправления, государство должно поддерживать их гораздо более мощно, чем сейчас. Ненормально, когда в местных самоуправлениях приходится закрывать школы, детсады, библиотеки и музеи из-за того, что у них не хватает денег.
Для Олега Кузнецова это не общие слова, а пережитые события, из-за которых он по причине разногласий с руководством добровольно оставил свою должность. Это и закрытие волостного дома в Иллука, отчего для жителей существенно снизилась доступность местной власти. И поползновения с целью экономии на школьную сеть Иллука и Ийзаку.
– Такие изменения вызывают дополнительный отток населения: если я должен возить своих школьников в Йыхви, почему бы мне туда не переехать? – рассуждает Олег Кузнецов. – Пока еще свое намерение руководство волости не осуществило, но планы такие oбсуждаются.
Олега Кузнецова также волнуют перспективы существования Центра спорта и отдыха Алутагузе, который все более нуждается в помощи государства.
Одна из проблем, по его мнению, требует незамедлительного решения – заболачивание Яамской струги, что приводит к массовому мору рыбы зимой.
Лес сохраняем, а владельца разоряем?
Есть у Олега Кузнецова еще одна компетенция – в области лесоводства. В этом качестве житель Ида-Вирумаа готов ставить на уровне государства вопросы, включающие в себя интересы многих эстоноземельцев.
– Государство часто создает заповедники, в том числе в частных лесах, – говорит он. – Что, с одной стороны, хорошо – оно берет эту территорию под защиту. Но после этого ты как владелец можешь забыть о том, что лес у тебя есть: делать там ничего нельзя.
«Mне известны примеры, когда человек, у которого был лес стоимостью полмиллиона, оставался без ничего, поскольку компенсация государства сейчас слишком мала», – говорит кандидат и предлагает увеличить компенсацию не менее, чем в три раза.
Олег Кузнецов также выступает за сокращение вырубки эстонских лесов и за развитие лесообрабатывающего сектора нашей экономики. Казалось бы, задачи взаимоисключающие…
– Никакого противоречия здесь нет, – поясняет он. – Даже ограничив вырубку, мы не оставим деревообработчиков без работы, если сократим вывоз древесины за границу. Сейчас ее уходит из страны непозволительно много, – поясняет он.
А на наш заключительный вопрос Олегу Кузнецову – каковы его шансы пройти в Рийгикогу и порадует ли такой поворот его команду, которая может остаться без руководителя, кандидат ответил:
– Команду я не оставлю, благо, что в наше время есть возможность руководить и удаленно. При этом обещаю, что, если пройду в парламент, буду работать с полной отдачей, честно и добросовестно – как было на каждом месте моей работы.