Кайдо Хёэвельсон, депутат парламента от Центристской партии, на нынешних выборах впервые баллотируется в Ида-Вирумаа.
Наши читатели, заинтересовавшись предыдущими материалами «Нарвской газеты» об этом новом для Нарвы политике, задают много вопросов о нем, как о человеке: например, почему он выступал под спортивным псевдонимом, занимается ли он спортом сейчас, как налаживает торговые связи со странами с Японией, и перспективное ли это дело. Мы постарались ответить на эти и другие вопросы.
1. Президент Эстонского союза сумо
Наши читатели спрашивают, продолжает ли сумоист заниматься спортом сейчас. На этот вопрос Кайдо ответил «Нарвской газете», что старается достаточно двигаться и заниматься различными видами спорта для здоровья – потому что по-другому просто не может.
Также, несмотря на то, что профессиональную карьеру сумоиста Баруто завершил еще в 2014 году, он продолжает уделять внимание пропаганде и развитию любимого вида спорта не только в Эстонии, но и в Европе. Он – желанный гость на любых международных соревнованиях по сумо, и сам занимается организацией соревнований в Эстонии.
Кайдо Хёэвельсон – президент Эстонского союза сумо. В октябре 2022 года он организовал уже третий юношеский чемпионат Европы по сумо в Раквере, при поддержке городского самоуправления и частных спонсоров. В чемпионате участвовало почти 300 спортсменов из 10 стран. Кайдо считает, что было бы неплохо организовать подобный турнир и в Нарве.
Почему сумо становится все более популярным? «У сумо есть простые правила, которые облегчают понимание зрителям и, следовательно, доставляют удовольствие», – сказал легендарный борец сумо. «Для детей тренировки сумо – это игра», – добавил Хёвельсон, и именно поэтому в прошлом сезоне к союзу сумо присоединились целых четыре новых клуба.
2. Baruto Kaito – Балтийский Кайдо
Один из наших читателей признался, что до сих пор даже не знал, что всемирно известный сумоист Баруто и депутат Рийигикогу от Центристкой партии Кайдо Хёэвельсон – один и тот же человек. Почему он выступал под псевдонимом?
В таком древнем виде спорта, как сумо (первое письменное упоминание о нем датируется 712 годом) существует множество незыблемых традиций. Одна из них – это профессиональные псевдонимы борцов сумо, или по-японски сиконы. Как и обычное японское имя, сикона состоит из двух частей – «фамилии» и «имени». «Фамилия» пишется первой, и именно эта первая часть обычно объявляется в ходе состязаний и широко известна. «Фамилия» Баруто взята от японского названия Балтики, а имя Кайто – от настоящего имени Кайдо Хёэвельсона.
Обычно сикону выбирают тщательно, потому что считается, что она может принести борцу удачу – иногда особенно успешные борцы даже передают свои сиконы по наследству – от отца к сыну, от сына – к внуку. Баруто стал вторым европейцем, после болгарина Котоосю, достигшим одного из высших званий в сумо – озеки.
Но, как он сам рассказал «Нарвской газете», причиной успеха была, скорее, не удачная сикона, а его эстонское упорство и ежедневные многочасовые тренировки, с которых начинается день сумоистов, встающих обычно в пять-шесть часов утра.
3. Считает Японию второй родиной
Один из наших читателей поинтересовался, как может далекая от нас Япония быть заинтересована в Эстонии, как в торговом партнере. И на каком языке Кайдо Хёэвельсон общается с японцами. Конечно, на японском! Баруто владеет помимо родного эстонского также русским, японским, английским и немецким.
Кайдо Хёэвельсон продолжает регулярно бывать в Японии, где у него не только деловые партнеры, но до сих пор масса поклонников и просто добрых знакомых. «Мне нравится японская кухня, умение японцев строить уважительные взаимоотношения друг с другом и их взаимопомощь. Здесь есть, чему поучиться».
«Все-таки вторая родина», – говорит он о стране, где прожил 15 лет.
В Японии, по его словам, своя особая манера вести бизнес, во многом основанная на личных контактах и доверии к партнеру. Само имя Баруто помогает ему как при ведении собственного бизнеса, так и при посредничестве в налаживании контактов между эстонскими и японскими предпринимателями. Для эстонской продукции Япония – перспективный рынок сбыта, считает предприниматель, экспортирующий в Японию эстонские картофельные чипсы и красную рыбу.
4. Приютил в своем доме 50 украинских беженцев
Многие читатели спрашивают, как политик относится к украинским беженцам. Кайдо Хёэвельсон ответил «НГ», что уверен: поскольку теперь уже ясно, что беженцы нескоро смогут вернуться на родину, нужно оказать им всяческую поддержку – такую, какую каждый из нас хотел бы получить, окажись он, не дай Бог, в подобной ситуации.
Вскоре после начала войны в Украине Кайдо вместе с другими эстонскими волонтерами участвовал в доставке в Эстонию бегущих от войны украинских женщин и детей.
Примерно полсотне беженцев он предложил приют в своем туристическом центре «Баруто».
«Беженцы войны от всего сердца благодарны эстонцам и живут здесь как одна большая семья – откладывают деньги, ищут работу, помогают в повседневных делах и вместе заботятся обо всех детях. Мы должны предложить им тишину и покой и возможность постепенно двигаться дальше по жизни. Я всем сердцем надеюсь, что мы сможем обеспечить им чувство безопасности!», – написал он тогда пост в своем ФБ.
5. Довольно часто бывает в Нарве
Один из наших читателей спросил, бывал ли политик в Нарве? Бывал, и не раз – и не только на встречах с избирателями или коллегами по партии. «Мы с женой не раз бывали у вас и просто как туристы – нам нравится Нарва, здесь есть, что посмотреть, а летом происходит много интересных мероприятий», – рассказал политик.
Ваших вопросов и интересных фактов о политике и спортсмене Кайдо Хёэвельсоне осталось еще много. Но о них – в следующем номере.