Таких очередей, какая образовалась к погранично-таможенному пункту «Нарва-1» ночью 23 декабря, не бывало уже годы. Перед погранпунктом на Петровской площади стояло больше ста человек. Абсолютное большинство направлявшихся тогда в Россию – не ее жители и не нарвитяне. Нарва сейчас стала центром большой и драматической общеевропейской истории.
В связи с закрытием после начала войны в Украине прямых авиалиний из большинства стран Европы в РФ, произошедшем уже в конце февраля 2022 года, в связи с закрытием сухопутной границы в Финляндии Нарва превратилась в «форточку» в Россию, через которую туда устремились многие тысячи человек. В основном это постоянные жители европейских стран, имеющие в РФ родственников, друзей, знакомых и решившие их посетить в период новогодних праздников. Вообще, причин для визита в РФ у европейских русских великое множество, это почти всегда личная история, зачастую драматическая, но едут не только русские. Как ни странно, довольно велико число тех, кто решил побывать в России в это время как турист. Причем туристы едут туда через Нарву и из противоположных концов Европы, так как других вариантов добраться туда не много, а этот зачастую самый дешевый.
Ночь 23 декабря была пиком, когда люди пересекали границу пешком 6 часов и больше. Уже утром очередь сокращалась, а к вечеру почти сошла на нет. Следующие в Россию автобусы, рейсовые и не только, стояли на Петровской в те дни по нескольку часов, а автомобильная очередь тоже была очень длинной, несмотря на электронную регистрацию.
Сейчас все внешне спокойно, то есть на Петровской площади нет ни автобусов, ни очереди из пешеходов, но это не значит, что границу удастся пересечь гарантированно быстро.
«Занимаемся мы этим не от хорошей жизни, это вопрос выживания. Когда я получаю работу, я с переноской товаров вообще не связываюсь.
Хотя едут и идут в РФ в основном не нарвитяне, довольно большую группу жителей нашего города все происходящее на границе очень беспокоит. Это люди, зарабатывающие, скажем, «в серую», на доставке на ту сторону реки продуктов, одежды, промышленных товаров, в том числе мебели, как это ни странно, но это в основном продукция IKEA, более в России не работающей, но сильно полюбившейся ее жителям. Для большинства из них скромный заработок, 10-20 евро за одну ходку, очень важен, а для того, чтобы обеспечить себя и свои семьи самым необходимым, многие привыкли носить в Россию чужие товары пару раз в день.
«Я сейчас сижу без работы, и эти деньги мне очень нужны», – говорит один из таких нарвитян, Роман, которому чуть больше пятидесяти.
По его словам, последний раз он носил туда товар в среду. На Петровской было пусто, но на мосту его ждала длинная очередь, в которой он провел полтора часа. В конце прошлой недели он ждал прохода на российский погранпункт, идя в Нарву, три часа.
«Это не такие легкие деньги, как кажется. Дело не только в необходимости стоять и ждать, а сейчас на это уходит больше времени, чем было совсем недавно, а в том, что таможенники могут отнестись с особым пристрастием, заставить писать объяснительную, что, куда и зачем несу. Один раз даже повезли в Кингисепп для разбирательств», – рассказывает Роман.
Он отмечает, что поход на ту сторону всегда был лотереей, но сейчас шансы получить то, чего не ждешь, особенно велики.
По его оценке, подобным промыслом в Нарве занимается около 200 человек, возможно, 150.
«Сказать точнее сложно. Работает несколько организаторов таких доставок товаров в Россию, я даже не знаю, сколько, занятые в этом бизнесе люди меняются – одни приходят, другие уходят. Напиши обязательно, что занимаемся мы этим не от хорошей жизни, это вопрос выживания. Когда я получаю работу, я с переноской товаров вообще не связываюсь, даже если надо пойти в Ивангород по своим делам. Многие думают, что это так просто – захватить с собой что-то, если все равно идешь туда, но это взгляд со стороны. Это не то, чем хочется заниматься», – говорит Роман.
Что будет, когда отправившиеся в Россию на праздники люди будут возвращаться в Европу, никто в деталях представить, конечно, не может. Но очереди будут точно. Вопрос – какие.