Муниципальное предприятие SA Narva Linna Arendus проводит сейчас масштабные работы по благоустройству территории около Ореховой горки. Но начавшиеся на прошлой неделе работы по вырубке деревьев вдоль дороги Äkkeküla tee, ведущей к Ореховой горке, приостановлены из-за ряда нарушений.
Как выяснилось, в ходе работ были повреждены остатки земляных укреплений 1700 года, которые летом этого года были взяты под государственную охрану. Как это случилось и кто виноват, я попробовал самостоятельно разобраться на месте, опросив причастных к этой истории лиц.
«Произвол и вредительство»
По словам Эльдара Эфендиева, известного местного краеведа и общественного деятеля, вырубка кустов вдоль дороги началась еще в понедельник, 21 октября. В среду, 22 октября, Даниил Галицкий, поисковик и председатель ЦУ «Нарва Кант», проезжая мимо, увидел технику в районе укреплений и уже тогда заподозрил неладное. Вечером того же дня Галицкий и Эфендиев осмотрели место и зафиксировали повреждения укреплений 1700 года колесами и гусеницами тяжелой техники. В четверг об этом был проинформирован старший специалист по охране памятников при Департаменте архитектуры и городского планирования Нарвской горуправы Мадис Туудер, который произвел первичную фиксацию разрушений на охраняемом объекте и официально приостановил работы в пятницу, 25 октября. В пятницу информация о происшествии дошла до Департамента охраны памятников в Таллинне.
Это далеко не первый случай в Нарве, когда земляные работы на потенциально археологически интересных и даже имеющих охранный статус объектах производились без согласования или с нарушением.
Эльдар Эфендиев, которому очень близка тема укреплений 1700 года, считает эти работы прямым вредительством: «Во-первых, то, что произошло, это – нарушение нормативной базы; во-вторых, это — произвол; в-третьих, этой незаконной вырубкой был нанесен большой урон историческому наследию города». «Мы это дело так не оставим», – пообещал Эльдар Эфендиев.
В понедельник, 28 октября, у мэра города Яана Тоотса состоялось закрытое совещание, на которое были приглашены представители ЦУ «Нарва Линна Арендус», для которых, по их словам, случившееся в Аккекюла стало неприятным сюрпризом.
Ситуация с точки зрения охраны памятников
Был ли проект согласован с Департаментом архитектуры и городского планирования? Мадис Туудер подтвердил, что проект был согласован. «Мы даже немного передвинули дорожки, чтобы они проходили в стороне от валов. Но то, что сделали, произошло совсем в другом месте, не было предусмотрено проектом и делалось самовольно».
Ээро Хейнлоо, специалист по организации охраны памятников Департамента охраны памятников, которого я в понедельник, 28 октября, попросил озвучить точку зрения департамента в данном вопросе, сказал, что знает о проблеме с пятницы, 25 октября. «Пока мы думаем, – ответил он. – Скорей всего, будет открыто дело об административном нарушении. На поврежденном в ходе работ участке укреплений нужно будет провести исследование для оценки поврежденности укреплений и уточнения их границ. Затраты на финансирование работ должен будет оплатить виновник произошедшего».
Отягчающим обстоятельством случившегося является тот факт, что работы проводились на объекте, имевшем временный охранный статус с 20 июня этого года. Охранный статус подразумевает запрет на проведение любых строительных и земляных работ на объекте, в том числе и вырубку леса без согласования с Департаментом охраны памятников. В трех сотнях метрах от этого места, на горке Пяхклимяэ, которая тоже попала в охранную зону, с начала сентября ведутся строительные работы, где официально предусмотрен археологический надзор.
«Хотели как лучше, а получилось, что мы виноваты».
Мне удалось получить комментарий и от Софьи Хомяковой, члена правления «ЦУ Нарва Линна Арендус», заказчика работ по благоустройству Аккекюла, и Владимира Вшивцева, курирующего проекты Аккекюла.
О том, что на территории действуют ограничения любых строительных и земляных работ, руководство муниципального учреждения знало. Проектом планировалось благоустроить территорию рядом с дорогой, ведущей к Ореховой горке. На территории была предусмотрена санитарная вырубка кустов и уборка бурелома, ничего более. Проект был согласован, нанята специализирующаяся на санитарной вырубке имеющая соответствующую лицензию фирма. То, что тяжелая техника стала ездить по валам, явилось для руководства муниципального предприятия неприятным сюрпризом.
Санитарная вырубка кустов и очистка от бурелома должны были производиться в ручную, а вышло, что тяжелая техника фирмы подрядчика работ самовольно заехала вглубь леса и проложила себе путь через охраняемые укрепления.
Со слов Софьи Хомяковой, она узнала об этом в понедельник, когда случился скандал и состоялось обсуждение проблемы у мэра Нарвы. «Мы хотели благоустроить эту территорию, открыть ее для людей. Хотели как лучше, а теперь, получается, мы виноваты».
Софья Хомякова и Владимир Вшивцев заверяют, что очень заинтересованы в скором разрешении проблемы.
То, что случилось, Хомякова называет самоуправством фирмы, производившей на объекте санитарную вырубку. Ответственность за случившееся руководство Sa Narva Linna Arendus возлагает на фирму производителя работ и считает, что фирма подрядчик должна нести расходы за нарушение закона и помочь в исследовании этого памятника.
Не все так плохо
Для получения объективной картины я сам произвел осмотр укреплений на участке Äkkeküla tee, 8, где проходила вырубка деревьев. Вырубкой была затронута часть земляных укреплений 1700 года, которые чудом сохранялись более 300 лет, они местами выступают над поверхностью земли на 20-30 см. Находки и конструкции валов находятся очень близко к поверхности, а незначительная высота валов делает их очень уязвимыми.
В местах, где тяжелая техника двигалась через валы и рвы, она оставила глубокие (20-40 см глубиной) колеи. Всего было зафиксировано 5-6 таких поврежденных участков.
Произведенная мной фиксация повреждений памятника истории все же позволяет утверждать, что, к счастью, положение не такое уж плачевное: говорить о «практически полном уничтожении» укреплений или даже их отдельных участков является явным преувеличением.
Игнорирование условий охраны памятников — это дорого
Надо отметить, что это далеко не первый случай в Нарве, когда земляные работы на потенциально археологически интересных и даже имеющих охранный статус объектах производились без согласования или с нарушением процедуры согласования, без привлечения специалистов охраны памятников и археологов.
Мне как археологу эта проблема до боли знакома. Мне самому приходится надеяться только на себя, в порядке личной инициативы постоянно выявлять и мониторить по городу состояние потенциально интересных в археологическом плане объектов. Не везде удается вовремя заметить и предотвратить разрушения. Ключевым является в данном случае сознательность окружающих людей, адекватная и быстрая реакция на происходящее. Очень хорошо, что в данном случае вовремя среагировали люди, которые были «в теме» и смогли быстро донести информацию до компетентных специалистов в горуправе и Департаменте охраны памятников.
Кроме того, данный случай высветил проблему несогласованности в действиях различных муниципальных учреждений и игнорирования (или недооценки) чиновниками горуправы требований закона об охране памятников. Уже не раз подтверждено практикой, что игнорирование условий охраны памятников это – дорого. Дополнительные расходы, связанные с устранением выявленных недостатков, с лихвой перекрывают возможную экономию.
В итоге хорошая поначалу идея благоустройства территории без соблюдения правил охраны памятников превратилось по сути в уничтожение того, ради сохранения чего это все и затевалось.
Как бы там ни было, но делопроизводство по административному правонарушению уже начато. В четверг или пятницу в Нарву приедут представители Департамента охраны памятников, которые на месте оценят причиненный ущерб и решат, что делать дальше.
Двойная линия земляных валов длиной около 7 км была сооружена осенью 1700 осаждавшими Нарву русскими войсками. До наших дней сохранились укрепления северной части циркумвалационной линии в районе Аккекюла. Именно на том месте произошли основные события знаменитой Нарвской баталии 1700 года.
В июне этого года сохранившиеся участки укреплений были взяты под временную охрану государства.
Илья Давыдов,
краевед, археолог