Обзор сотен объявлений по предложениям малой торговли, бытового ремонта и прочих услуг малого предпринимательства в Нарве демонстрирует очень широкий спектр этой формы трудовой занятости в нашем городе. Однако за внешним изобилием прячутся серьезные опасения и пессимизм людей, посвятивших себя мелкому бизнесу.
Закрывшая свою фирму полгода назад нарвитянка Наталья прогнозирует близкий резкий рост «зарплат в конвертах». По ее мнению, мелкое предпринимательство иначе просто не выживет. «Ситуация у нас сейчас приводит к возрождению массового ухода от налогов, с чем эстонское государство довольно активно и, главное, успешно боролось в предыдущие годы», – предполагает бывший предприниматель, потерявшая свой когда-то неплохой бизнес.
Немного статистики
Согласно данным Налогово-таможенного департамента, среди экономически активных предприятий в Нарве 99,9 процентов представлены микро-, малыми и средними предприятиями. Из этого числа основную часть составляют микропредприятия, в которых количество работающих не превышает 9 человек (96,6% от количества всех предприятий).
Наиболее распространенной формой предпринимательства среди нарвских фирм является паевое товарищество (OÜ). По состоянию на январь 2023 года количество паевых товариществ составляет 3 тыс. 333 (72,7% от всех зарегистрированных в Коммерческом регистре). Второй по распространённости формой являeтся физическое лицо-предприниматель (FIE). Общее количество таких предпринимателей составляет 842, то есть 18,4% от всех зарегистрированных в Коммерческом регистре.
На такой доход не проживешь
Из приведенных цифр ясно видно, что в подавляющем своем большинстве нарвское предпринимательство представлено малыми формами. «Нарвская газета» поинтересовалась у ряда представителей этого бизнеса, как им сегодня живется. Что характерно, многие из них, беседуя с журналистом, попросили не называть их имен.
Если судить по их рассказам, картина нарвского малого предпринимательства выглядит в целом на сегодняшний день довольно печально. Например, в довольно распространенной категории услуг типа «мастер на час» или «муж на час» наблюдается устойчивое снижение уровня дохода. «Такой способ заработка никак не обеспечивает средств к существованию», – признался «НГ» один пожелавший остаться неизвестным мастер на все руки. По его словам, это занятие может быть всего лишь приработком к основному доходу. «Такой заработок – как лотерея, сегодня есть – завтра пусто, – подтверждает другой нарвский умелец. – Хорошо, что я на пенсии, так что в сумме хватает на жизнь. Заказы я специально не ищу, люди сами звонят, обращаются с просьбой по электричеству, сантехнике, полочку повесить, еще что-то прибить– прикрутить и прочие мелкие работы. Но таких обращений в целом стало меньше».
Спрос-то есть, люди обращаются, но у них денег нет. Когда называешь цену, которая и так низкая, для клиента она оказывается непосильной.
Третий мастер, с которым пообщался журналист «НГ», тоже подтвердил, что доход от подобного рода услуг в Нарве упал. «В прошлом году еще хватало дохода на существование, а в этом вообще ноль, заработка практически нет, – печально отметил он. – Спрос-то есть, люди обращаются, но у них нет денег. Когда называешь цену, которая и так низкая ( надо ведь детали для ремонта закупать, а цены стали бешеные, некоторые выросли в десятки раз), для клиента она оказывается непосильной. Так что надо искать другую работу». Но тут снова возникают проблемы, посетовал наш собеседник – возраст у меня предпенсионный и когда обращаюсь по объявлениям, на работу не берут, им нужны более молодые.
Малую торговлю раньше спасали туристы
Уже упомянутая нами Наталья, полгода назад закрывшая свою фирму по продаже головных уборов, не видит поводов для оптимизма из-за снижения числа потенциальных покупателей. «Пришлось уйти из бизнесменов, причина – резкое сокращение продаж, – объяснила она. – Проблемы начались, когда у нас в Нарве фактически прекратился внешний туризм. Пандемия, потом отсутствие зарубежных туристов катастрофически снизили число покупателей».
По словам Натальи, внутренний туризм никак не спасает этот вид предпринимательства, потому что объем продаж мизерный по сравнению с тем, когда туристов было много. «Вести такой бизнес стало очень сложно, к тому же повышаются налоги, а это цепная реакция роста цен, которая ведет к росту инфляции, – утверждает она. – По моим наблюдениям, потеряв российских туристов, мы не очень-то видим в Нарве и европейских, которые тоже приезжали в немалом количестве и были активными покупателями. Но сейчас их также нет! Может быть, во время отпусков кто-то из них и появится, но сегодня малый, да и средний бизнес держатся из последних сил».
Перспективы не радуют
Хотя более крупные по обороту фирмы за счет многопрофильности и предоставления разнообразных видов услуг более устойчивы в бушующих волнах экономики, им тоже приходится непросто.
Как рассказал «НГ» один из владельцев нарвского паевого товарищества, их спасает пока то, что сумели распространить свою деятельность на весь регион Ида-Вирумаа. «Однако перспективы, например, по ремонту и утеплению пластиковых окон далеко не радуют, улучшения явно не предвидится, потому что идет постоянный рост цен на комплектующие детали и материалы, да еще повысят налог с оборота», – нерадостно комментирует мой собеседник.
«Выживем – лишь бы был мир»
Вадим, который уже 30 лет занимается тем, что делает нарвитянам всевозможные ключи взамен утерянных и сломанных, тоже поделился с «НГ» своей информацией. «Пока дела в общем идут не так уж плохо, – говорит он. – Но есть немало моментов, которые сильно напрягают. Имеются проблемы с поставками заготовок, потому что в основном они шли с российского рынка. Тут все взаимосвязано, так как до сих пор в большинстве домов Нарвы стоят замки еще советского производства, и ключи к ним надо делать из конкретных заготовок. Эти так называемые болванки изготавливаются главным образом сейчас в России и Белоруссии. Цены на них взлетели в два раза. Возможно, со временем вообще придется перейти на европейские аналоги, но это будут уже совсем другие, гораздо более высокие цены».
Вадим вспоминает, что на третий день, когдaа началась война в Украине, ему вдруг стало ясно, что их бизнес сильно связан с Россией, что очень вероятны проблемы с поставкой российских заготовок. И действительно, поставщики «обрадовали» сообщением, что у них в первый же день моментально раскупили все, что было. «Месяца три мы тянули на старых запасах, пока не наладились другие поставки», – рассказал мастер.
По его словам, основная часть домофонов, установленных в домах Нарвского региона, тоже закупалась в России, это было гораздо выгоднее, чем приобретать где-либо еще, и соответственно, контактные ключи для них тоже поставлялись оттуда.
«С клиентурой сейчас снова проблем нет, ключи – это такая вещь, которую не делают в запас, а только тогда, когда потеряют или сломают, – рассказал предприниматель. – Наш бизнес поэтому стабильный – не расширяется и не уменьшается. А так как с ключами нет-нет, да и случаются казусы, люди идут к нам».
«Выживем, – говорит Вадим, отец одиннадцати детей. – Наши родители жили в гораздо худших условиях. Лишь бы был мир».
Александр Мясоедов
Справка:
На 1.01.2023 в Нарве проживало 53 626 человека. В Кассе по безработице на 31.12.2022 было зарегистрировано 2918 безработных (42,2% от общего числа официально зарегистрированных безработных Ида-Вирумаа (6911 чел.) и 5,6% – Эстонии (51718 чел.).