Популярное
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Солнечные ванны – обязательная процедура распорядка дня в Нарвском приюте для животных. Фото: Алексей Иванов

В конце марта стало известно о том, что оператор Нарвского приюта для животных НКО Loomade Hoiupaik испытывает значительные финансовые трудности. Задолженность по коммунальным платежам составляет около 10 тысяч евро. Журналисты «Нарвской газеты» разбирались в сложившейся ситуации и навестили приют, ознакомившись с жизнью его пушистых и хвостатых обитателей.

Договор о предоставлении городу набора услуг по отлову, стерилизации и содержанию бездомных кошек и собак был заключен с Loomade Hoiupaik в 2022 году сроком на пять лет. Однако, как отмечает Директор департамента городского хозяйства Нарвской горуправы Наталья Шибалова, деятельность оператора, скорее всего, будет прекращена в связи с банкротством. На сегодняшний день в Нарвском приюте ожидают своих новых хозяев 79 котов и кошек и 4 собаки.

Планета хвостатых
По некоторым оценкам, в мире существует около 100 миллионов диких кошек (а всего «мурчал» на нашей планете может насчитываться до 600-700 миллионов!), но эта цифра весьма приблизительна. Бездомные кошки живут на улицах городов, в сельской местности и даже образуют целые колонии. Например, в Японии есть знаменитые «кошачьи острова», такие как Аошима, где на 22 человека приходится 132 кошки!

Эстония (и Нарва в том числе) не является исключением – кошек мы очень любим. По последним данным 37% процентов жителей нашей страны являются владельцами кошек, хотя, кошки скорее уверены, что это они владеют людьми.
Проблема бездомных кошек серьезная. Дело в том, что ситуация здесь очень динамична: кошки способны рожать по нескольку раз в год, если позволяет кормовая база, и брошенная или прикормленная парочка хвостатых может уже через год положить начало крупной колонии. Дикие коты и кошки истребляют мелкую фауну, передают друг другу болезни и часто втираются в доверие к людям.
Все это требует постоянного внимания со стороны властей городов и довольно многочисленного числа волонтерских организаций.

Кошки и коты живут в приюте в просторных помещениях, характеры у них очень разные, но многие сразу вцепляются в игрушку-удочку, идут на руки. Фото: Наталья Старостина

«Проблемными местами являются дачные кооперативы, районы гаражей и заброшенные здания. Люди подкармливают животных, те начинают плодиться. Нередко на дачах кошек оставляют на зиму, предоставляя их самим себе. Плодятся они быстро, и в связи с этим ситуация может быстро меняться», – говорит руководитель приюта Лариса Козырева.

Необходимые процедуры и новый дом
При вылове диких животных план действия всегда четко понятен: лечение, стрелизация, необходимые прививки. После этого приют выставляет на свою веб-страничку (www.pets.ee) анкету животного – оно готово к поиску новой семьи.
За нового члена семьи придется заплатить кругленькую сумму – на сегодняшний день это 120 евро. В нее входит стоимость всех необходимых процедур, чипирования, стерилизации и тому подобное. Всего действующий в Нарве и Таллинне Loomade Hoiupaik за годы работы нашел дом более чем 6 тысячам только кошек и котов!

«За животными часто приезжают из других городов, интерес высокий, но немного угасает на лето – в это время нет недостатка в диких котятах. К нам люди приходят, смотрят котиков, влюбляются и забирают их себе», – говорит Козырева.
Также в приюте оказываются дополнительные услуги: здесь можно оставить своего домашнего питомца в гостинице, например, на время отпуска. Есть возможность оперативно получить консультацию ветеринара. В последний путь, «на радугу», своего лучшего друга можно отправить тоже здесь.


«Сейчас вопросом занимаются юристы, и вопросы именно к юридической единице – НКО, а сам приют, здания – всё продолжает работать в штатном режиме.


Какова же будет дальнейшая судьба нарвского приюта и оператора? На эти вопросы «Нарвской газете» подробно ответила директор Департамента городского хозяйства НГУ Наталья Шибалова.

Наталья Шибалова: «Расторжение договора с приютом – сложный и взвешенный процесс»
Договор с MTÜ Loomade Hoiupaik в рамках государственной поставки услуг по отлову и содержанию бездомных животных был заключен 4 ноября 2022 года. Официально он должен действовать до 4 ноября 2027 года – это пятилетний период, в течение которого приют обязан выполнять свои обязательства перед городом.

Этот пожилой джентльмен также ищет новый дом. Ему 12 лет, он очень спокойный и в меру любопытный пес. Фото: Алексей Иванов

Городским властям было известно о финансовых проблемах MTÜ еще до начала текущих сложностей. В частности, речь шла о налоговой задолженности организации.

Однако задолженность перед самим Департаментом городского хозяйства возникла позже. По словам директора, отношения с MTÜ строились на основе концессионного договора, который предусматривал взаимозачеты. Город передавал приюту здание в бесплатное пользование, а MTÜ в свою очередь оказывало услуги по заказу города. При этом приют должен был покрывать коммунальные расходы.

«Мы приняли решение применять практику взаимозачетов в требованиях. То есть мы не оплачиваем услуги приюта, которые они обязаны оказывать городу, а засчитываем это в счет их обязательств за здание», – пояснила Шибалова.
Тем не менее с сентября 2024 года у MTÜ накопилась задолженность по коммунальным платежам. На 26 марта она составила около 10 тысяч евро. «Эта задолженность связана с тем, что MTÜ не оплачивает коммунальные расходы», – уточнила директор.

Например, счета за отопление и воду за последние месяцы составили: сентябрь – 614 евро; октябрь – 1300 евро; ноябрь – 1500 евро; декабрь – 1900 евро.
Шибалова отметила, что здание энергоэффективное, и эти суммы включают все коммунальные расходы.

Долги перед департаментом и их причины
Задолженность перед городским бюджетом возникла из-за неспособности MTÜ справляться с финансовыми обязательствами. При этом город не задавал прямых вопросов о причинах долгов.

«Таких вопросов мы им не задавали. Но когда мы проверяли наличие задолженности по государственным налогам, делали им письменное обращение с просьбой погасить ее», – рассказала Шибалова.

Фото: Алексей Иванов

Галина Синиорг, старший специалист по окружающей среде Нарвской горуправы, добавила, что MTÜ оказывает услуги не только Нарве, но и другим само­управлениям, что могло повлиять на финансовую ситуацию.

Что дальше? Планы города
Ситуация осложняется тем, что у MTÜ назначен банкротный управляющий, а собрание кредиторов запланировано на конец апреля. Город заявил о своем участии в числе кредиторов, чтобы истребовать долг.

«С большой долей вероятности MTÜ не будет продолжать свою деятельность, начнется процедура банкротства», – предположила Шибалова.
В случае расторжения договора город столкнется с рядом вызовов. Во-первых, прекратится услуга по отлову и стерилизации животных. Во-вторых, встанет вопрос о судьбе 170 кошек и собак, находящихся в приюте.

«Если приют заканчивает свою деятельность, мы должны что-то делать с теми животными, которые там находятся», – подчеркнула директор.
Один из вариантов – объявить конкурс на поиск нового оператора. Однако это процесс небыстрый. Предыдущий поиск занял много времени из-за оспаривания итогов конкурса и конкуренции.

«Мы объявляли процедуру дважды. Была целая война, поэтому можно предположить, что будет то же самое», – вспомнила Шибалова.
Город рассматривает возможность начать конкурс уже сейчас, но пока ждет итогов собрания кредиторов. «Можно объявить конкурс, но мы подходим взвешенно: ждем конца апреля», – отметила она.

Если MTÜ обанкротится, разу­мный срок для освобождения помещений приюта – около трех месяцев. Параллельно можно проводить конкурс, но для этого потребуется решение Нарвского городского собрания.

Альтернативы и риски
Среди возможных сценариев – передача услуги под управление города. Однако это потребует значительных ресурсов. «Департамент сам не сможет оказывать эту услугу. Все упирается в ресурсы», – пояснила Шибалова.
Если договор расторгнут до появления нового оператора, возникает вопрос: кто будет кормить и содержать животных? «Прежде чем расторгнуть договор, мы должны понимать, что будет с этими животными, кто их будет кормить. Это очень сложная для нас тема», – призналась Шибалова.
Наталья Шибалова подчеркнула, что город подходит к ситуации с максимальной ответственностью. Решение о расторжении договора с MTÜ будет зависеть от итогов собрания кредиторов и готовности города найти нового оператора или взять услугу на себя. Пока же судьба приюта и его обитателей остается под вопросом.

Комментарий руководителя MTÜ Loomade Hoiupaik Ларисы Козыревой:

– Мы продолжаем ухаживать за животными, с ними ничего не случится. Они накормлены, им оказывается необходимая помощь. Те, кто желает помочь, могут принести нам корм и опилки. Сейчас вопросом занимаются юристы, и вопросы именно к юридической единице – НКО, а сам приют, здания – всё продолжает работать в штатном режиме. Кошки накормлены, за собаками/кошками ухаживают люди, проходит приём врача с 10 до 22 часов ежедневно, так же можно взять животное в новый дом. Последнее происходит довольно часто. Для клиентов двери приюта всегда открыты, люди могут сами увидеть, что всё хорошо, и никто из животных не страдает.

Алексей Иванов,
Татьяна Завьялова

Фото: Алексей Иванов

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

3 комментарии
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *