Уже сейчас к Нарве, Тарту и Куресааре присоединился курорт Пярну, объявивший 22 мая о своей готовности претендовать на роль культурной европейской столицы 2024 года. Это стало сюрпризом для многих участников круглого стола, который состоялся 23 мая в рамках Недели уклада жизни Скандинавских стран.
Хенрик Санд Дагфинруд (справа его коллега Анне-Бритт Норо) рассказывает о восстановлении Бодо после бомбардировки. Город, основанный в 1816 году, был вновь отстроен при помощи Швеции в середине 1950-х гг. с сохранением эстетики именно этого времени. Фото Сергей Трохачев
Мероприятие было организовано Нарвским колледжем Тартуского университета при финансовой поддержке Совета Министров Северных стран, а также с участием посольств Швеции и Норвегии и Финского института в Эстонии. Состоялся обмен опытом. Руководитель проектов Суви Инниля рассказала о том, как обстояли дела в Турку, который наряду с Таллинном был культурной столицей Европы в 2011 году. Организатор фестиваля Tallinna Music Week Хелен Силдна вместе с главным архитектором Нарвы Иваном Сергеевым представила наш город в качестве кандидата. Немало интересных сведений о шведском Умео сообщил Йан Бьоринг, исполнявший обязанности директора этой самой северной (63 с лишним градуса широты) в 2014 году культурной столицы.
Норвежский Бодо и эстонская Нарва – величины сопоставимые
Наибольший, на наш взгляд, интерес, должно было вызвать выступление гостей из Норвегии. Менеджеры проекта Анне-Бритт Норо и Хенрик Санд Дагфинруд представили свой родной город Бодо в качестве еще одного претендента на звание культурной столицы в том же 2024 году.
Здесь необходимо пояснение. Вообще-то ежегодно полагается избирать два города: сейчас этот почетный титул носят Лейварден (Нидерланды) и Валетта (Мальта). На указанный год запланирован один город из Эстонии и один из Австрии. Но с 2021 года в конкурсе имеет право участвовать также и третья страна, не являющаяся членом ЕС, но входящая в Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) – в данном случае Норвегия.
Город Бодо должен привлечь особое внимание нарвитян. Прежде всего, мы сопоставимы по численности населения: чуть больше 57 тысяч в Нарве и 51 тысяч в Бодо. Оба города испытали трагедии бомбардировок во время II Мировой войны.
Есть у обоих городов некоторые «изюминки»: Нарва – самый русский город Эстонии и одновременно многообещающий центр взаимодействия двух культур, а Бодо, расположенный на 67-й параллели, то есть за Полярным кругом, в случае избрания станет самой северной культурной столицей и обгонит в этом плане шведский Умео. И традиционные культурные события двух городов более или менее похожи.
Возможности плодотворного сотрудничества открываются в том числе и на этапе подготовки конкурсной заявки, крайний срок подачи которой 1 октября. Норвежские коллеги уже начали публикацию как минимум 5 циклов статей в местных газетах по поводу выдвижения своего города. Созданы рабочие группы, в которые входят представители всех 10 региональных центров губернии, запланированы многочисленные семинары. И, что немаловажно, придуман шикарный слоган – ARCTICulation! Даже малосведущий в английском читатель поймет, что здесь содержится призыв обратить более пристальное внимание на арктический регион.
Что делается в Нарве?
Уже полным ходом развивается инициатива на местах: 27 апреля подписан договор о сотрудничестве в подготовке заявки между Нарвой и Союзом самоуправлений Ида-Вируского уезда (IVOL). Таким образом, весь Северо-Восток может стать притягательным регионом для привлечения инвестиций и туризма. Кроме того, мэр Нарвы Тармо Таммисте рассчитывает на поддержку Санкт-Петербурга – «культурной столицы России, с которой у Нарвы давние дружеские отношения».
Безусловно, у Нарвы в будущем много сложностей. Дело в том, что для городов, претендующих на статус культурной столицы, существует conditio sine qua non, условие, без которого нельзя – наличие аэропорта. В Бодо вопрос был решен просто: военные передали городу взлетно-посадочные полосы, а сами сместились метров, эдак, на 800, как рассказал Хенрик Дагфинруд. В итоге город обрел современный аэропорт, способный принимать даже такие гиганты, как «Боинг» или «Аэробус».
В этом аспекте соперники Нарвы имеют несомненное преимущество: там аэропорты есть, причем тартуский принимает в том числе и международные рейсы.
Сергей ТРОХАЧЕВ