В среду, 26 марта, парламент Эстонии провёл историческое голосование: 93 голосами против семи была принята поправка к Конституции, лишающая граждан третьих стран права голоса на местных выборах. При этом, в случае провозглашения закона президентом, обладатели «серых паспортов» (лица без гражданства) проголосуют на муниципальных выборах в этом году в последний раз.
На обсуждение судьбоносной реформы, лишившей права голоса около 140 тысяч человек, у народных избранников ушло чуть менее двух часов. Противники реформы (фракция Центристской партии и многие общественные деятели) указывают, что она была проведена через парламент под надуманными предлогами о защите государственности. То, что реформа на самом деле преследует политические цели – повлиять на результаты местных выборов осенью этого года, подтвердили и политики широкой коалиции.
Накануне голосования социал-демократ Евгений Осиновский, занимающий пост мэра Таллинна, заявил, что не поддерживает внесение поправок в Конституцию. «Я считаю, что это ослабляет эстонское общество и скорее несёт угрозы безопасности, чем уменьшает их», – добавил он.
«Жизнь покажет. Я придерживаюсь мнения, что в политике – как для политика, так и для партии – главной валютой является доверие. Чтобы то, что говорится и обещается, действительно выполнялось. Конечно, в определённых ситуациях компромиссы в политике неизбежны, но, безусловно, те политические силы и политики, которые меняют свои позиции хаотично, в зависимости от конъюнктуры, формируют себе определённый имидж», – полагает Осиновский.
«Эстонский русский оскорблен, искренне оскорблен. Страна разделена надвое: вы, эстонцы, и мы, русские, которым эстонцы не доверяют.
Впрочем, в день голосования в зале заседаний парламента звучали довольно пафосные речи. Сторонники реформы настаивали на её необходимости в условиях войны в Украине и гибридных угроз со стороны России. Андo Кивиберг из Eesti 200 сравнил день голосования с 20 августа 1991 года, когда Эстония обрела независимость: «Изменением Конституции мы делаем решительный шаг к освобождению Эстонии от колониального наследия советской оккупации».
Хелир-Валдор Сеэдер из Isamaa подчеркнул суверенное право государства: «Это вопрос суверенитета государства, это суверенное решение, которое принимает государство».
Политический передел
Самые прямые итоги изменения Конституции – политические. Например, в Нарве проживает около 26 000 граждан Эстонии, около 18 000 граждан России и 68 граждан Беларуси. Людей с «серыми паспортами», то есть с неопределённым гражданством, около 6500. Получается, что право голоса на местных выборах потеряют сразу 35% населения города.
Мэр Нарвы Катри Райк отмечает, что в сочетании с и так невысокой явкой (на прошлых выборах она составила всего 46,6%) представленность нарвитян на местных выборах станет смехотворно низкой. «Даже если нарвитяне после этого решения Рийгикогу не будут бойкотировать выборы, явка на этих выборах, вероятно, составит от 25 до 30%. Это довольно удручающе, ведь в таком случае городское собрание будет представлять треть или даже всего лишь четверть горожан. Эстонский русский оскорблён, искренне оскорблён. Страна разделена надвое: вы, эстонцы, и мы, русские, которым эстонцы не доверяют. Я не хочу это писать, но всё же должна: теперь интеграция – в том виде, в каком мы её знали, – действительно провалилась,» – написала Райк, комментируя итоги парламентского голосования.
Мало проголосовать, надо провозгласить
При этом интрига ещё не окончена. Несмотря на сокрушительную победу сторонников конституционной реформы в парламенте (для ускоренного изменения Конституции было необходимо четыре пятых всех голосов – 81), изменения в силу пока не вступили.
Депутат Европейского парламента Яна Тоом (Центристская партия) отмечает, что в своей речи, приуроченной к празднованию Дня независимости Эстонии, президент Алар Карис прямо намекал на отрицательное отношение к лишению избирательного права граждан третьих стран.
«Президент новый закон ещё должен провозгласить. Сделает ли он это – большой вопрос. Он в некотором смысле находится в заложниках нашего парламента: на второй срок его будет утверждать именно Рийгикогу», – рассуждает Тоом.
По её словам, ситуация могла бы не дойти до такого поворота, если бы в фарватере коалиционных и консервативных партий не пошли социал-демократы.
«Их лидер Лаури Ляэнеметс ещё несколько месяцев назад столкнулся с падением рейтингов партии. Тогда ему показалось логичным быстро провести победоносную войну против Эстонской православной церкви Московского патриархата, но это не сработало, после чего социал-демократы примкнули к проекту изменения Конституции. Не будь этого, центристам и социал-демократам хватило бы голосов, чтобы не позволить изменить Конституцию», – подчёркивает Тоом.
Она добавила, что центристы готовят обращение к канцлеру права Юлле Мадизе, чтобы та провела над скандальным решением парламента конституционный надзор. В случае конституционного надзора канцлер права проверяет, соответствуют ли законы, постановления и иные правотворческие акты Конституции и законодательству.
Лес рубят – щепки летят?
Права голоса на местных выборах лишились не только граждане России и Беларуси. Под каток реформы попали и граждане других стран, например США. Проживающий в Эстонии уже 20 лет американский писатель и переводчик Адам Каллен удивляется на страницах англоязычного портала ERR тому, что в одно прекрасное утро проснулся с клеймом «угрозы безопасности»:
«Мне голосовать больше нельзя. С 26 марта 2025 года. Потому что я гражданин третьей страны. Не государства-агрессора, а союзника. Величайшего гаранта национальной безопасности Эстонии, по крайней мере, теоретически. Я больше не имею права решать, какие улицы будут ремонтировать в моём маленьком городке. Как выделяются деньги на дошкольные учреждения. Даже на тот, который посещает моя дочь», – пишет Каллен в своей колонке.
Центрист Вадим Белобровцев также обратил внимание на поступившее в парламент письмо из посольства Исландии, чьи граждане тоже лишились права голоса на местных выборах.
«В Рийгикогу пришло письмо от посольства Исландии, представители которого задаются вопросом, правильно ли они понимают, что отныне их постоянно проживающие в Эстонии граждане больше не смогут голосовать на муниципальных выборах, и если да, то почему? Даже интересно будет почитать ответ инициаторов изменения Конституции – как именно они объяснят, что граждан страны, которая в 1991 году первой признала вновь обретённую независимость Эстонской Республики, лишили избирательного права заодно с гражданами России и ещё кучи государств. Может, для местных правых партий голоса граждан Исландии и, например, США, Великобритании, Канады и Норвегии являются “угрозой безопасности”?» – задаётся вопросом политик.
Многие журналисты и обозреватели сходятся во мнении, что осенние выборы в местные самоуправления могут стать протестными: обладатели «серых паспортов» будут голосовать в последний раз, и Центристская партия или партия Koos, как находящиеся в оппозиции принятым изменениям, могут постараться мобилизовать этот уже теперь «одноразовый» электорат. Эстонский политолог Тынис Саартс отмечает, что на сегодняшний день прогнозировать, как изменение Конституции конкретно отразится на результатах выборов, сложно.
«С одной стороны, по позициям центристов в столице несомненно нанесён удар, но как это отразится на настроениях избирателей, сказать сейчас невозможно. Всё будет зависеть от того, как политики продолжат работать с вопросом изменения Конституции», – отметил Саартс в интервью «Нарвской газете».
Журналист нарвской редакции ERR Сергей Степанов также рассуждает о том, куда могут привести новые веяния в эстонской политике: «Если посмотреть на результаты парламентских выборов в Ида-Вирумаа, то тут стоит вообще задуматься о лишении избирательных прав всех жителей региона, невзирая на их гражданство. Практически 15% голосов были отданы за подозреваемого в госизмене кандидата. А что делать с гражданами Эстонии, у которых есть ещё и гражданство другой страны, в том числе России? В общем, поле для деятельности большое. Есть где разгуляться. А по сути дела, складывается впечатление, что госбезопасность – это не более чем повод для решения своих политических вопросов».
В любом случае, история ещё не окончена. Лишатся ли в итоге 140 тысяч жителей Эстонии избирательного права, покажут ближайшие дни. На сегодняшний день этот вопрос находится в руках президента страны Алара Кариса.