Во второй день Фестиваля реки Нарова в порту Нарва-Йыэсуу рыбаки обсуждали, почему рыбы в реке становится все меньше, а в Нарвском водохранилище все стало с нею совсем плохо.
Поворотный момент
Ваш корреспондент, который с младых ногтей еще и рыбак-любитель, много общающийся в среде нарвских коллег по увлечению, и мой товарищ по любительской рыбалке разными разрешенными способами, эколог по образованию Дмитрий Шутов провели на Фестивале реки Нарова народную лекцию-беседу о рыбалке и рыбе в нашей любимой речке, в Нарвском водохранилище, сквозь которое вода Наровы продолжает движение к устью.
Мы говорили об истории реки, главный поворотный момент в которой произошел 75 лет назад, когда было создано водохранилище, построена Нарвская ГЭС, разделившая Нарову на две почти не сообщающиеся части. Обсуждали с присутствующими рыбаками, как на рыбалку повлияло создание сланцевых электростанций, а потом, в недавнем прошлом, их «скукоживание», предвещающее полное сворачивание сланцевой энергетики, приведшее к снижению температуры воды в «теплых» каналах Балтийской и Эстонской.
Рыбе есть из чего выбирать
Дмитрий Шутов уверен, что именно понижение температуры в каналах, гревших и нашу сторону водохранилища, по которому проходит историческое русло реки, привело к тому, что рыбе нарвская сторона искусственного водоема стала менее интересна. То есть она тут уже не концентрируется так, как это было еще пару десятилетий назад.
«Теплые, не замерзающие зимой, то есть всегда богатые кислородом каналы создавали более привлекательные условия в том числе для нереста рыбы.
«Теплые, не замерзающие зимой, то есть всегда богатые кислородом каналы, создавали более привлекательные условия в том числе для нереста рыбы. Хищник держался нашей стороны водохранилища потому, что здесь была очень хорошая кормовая база для него, но вот все изменилось, кажется, навсегда», – говорит Шутов, сам когда-то имевший катер в гараже на этом искусственном водоеме, который был главным для нарвского рыболовного сообщества в свое время. Ведь именно там были построены сотни лодочных гаражей, там, прежде всего, нарвитяне ловили рыбу.
Дмитрий считает, что та же щука в водохранище все реже радует рыбаков размерами не потому, что большая куда-то уходит, а потому, что она вырождается, не может уже набирать такую же массу, как прежде.
Говоря о ситуации в реке Нарове между Нарвой и Нарва-Йыэсуу, мы с Дмитрием повторили популярное мнение, что стремительно идущее замеление устья реки не может не сказываться на количестве заходящей в нее рыбы, у которой есть из чего выбрать — сообщающиеся Нарвский залив, Нарову, Лугу, Россонь неправильно рассматривать по отдельности.
Вот построят мол…
Слушавшие нас рыбаки в целом соглашались, так же, как и мы с Дмитрием, надеясь на то, что спасающий от замеления Нарову мол скоро будет построен в Нарва-Йыэсуу, что сделает реку более проходимой для яхт и даже больших судов, более привлекательной для рыбы и рыбаков.
Впрочем, вряд ли бывают поколения рыбаков, которые не говорили бы о том, что «раньше рыбы было больше». Но, возможно, все они были правы и правы сегодня.
1 комментарий
я молчу про засилие сеточников. Зачем рыбе здесь жить, если повсеместно сетки стоят?