Популярное
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Директор Нарвского музея Мария Сморжевских-Смирнова и мэр Нарвы Яан Тоотс на открытии Западного двора Нарвского замка после масштабной реконструкции, в которую солидную долю самофинансирования внесло Министерство культуры. Коллаж: “Нарвская газета”

Недавно член совета Нарвского музея и депутат городского собрания Нарвы Вадим Орлов посредством соцсетей довел до сведения общественности свои запросы в Министерство культуры, в которых он обвиняет директора Нарвского музея Марию Сморжевских-Смирнову в «незаконной деятельности» и «превышении полномочий».

Все началось с поста известного нарвского блогера Михаила Паншина, который он сделал в своей довольно популярной группе «Нарва как она есть».

Обвинения в соцсетях, но не в прессе. Почему?
Паншин опубликовал письмо членов совета Нарвского музея Владимира Орлова и Алексея Мяги в Министерство культуры. От себя блогер добавил оскорбительный комментарий в адрес директора музея, обозвав ее «Салтычихой» и «черной душонкой», и сделал вывод, что Мария Сморжевских-Смирнова руководит музеем по принципу «закон это я».

В самом письме директора обвиняют в том, что она незаконно продлила полномочия председателя совета ЦУ «Нарвский музей» Кристы Нельсон, хотя согласно уставу председателя должны выбирать на собрании совета. Также в письме упоминается, что ранее из-за превышения Марией Сморжевских-Смирновой своих полномочий музей потерял возможность получить миллионный грант на развитие, а именно – на осуществление масштабного проекта строительства моста, который соединил бы Нарвский замок со Старым городом Нарвы.

Отметим, что этот пост вызвал у нарвитян не только негативные и возмущенные комментарии, но и недоумение. «Сюр какой-то», «нам что-то недоговаривают» – написали под постом комментаторы, по мнению которых эта история выглядела очень странно.


«Министерство культуры неоднократно отвечало на уведомления и запросы членов совета Вадима Орлова и Алексея Мяги, а министр культуры Хейди Пурга несколько раз встречалась с мэром Нарвы Яаном Тоотсом, чтобы обсудить будущее музея.


«Нарвская газета» тут же связалась с директором Нарвского музея Марией Сморжевских-Смирновой и попросила ее прокомментировать письмо членов совета: ведь обвинения, попавшие в публичное пространство, – более чем серьезные. Приводить здесь ответы директора мы не будем, поскольку параллельно с аналогичным запросом «Нарвская газета» обратилась непосредственно в Министерство культуры, которое дало нашему изданию подробный и исчерпывающий комментарий.

Статью с ответами директора на вопросы газеты мы опубликовали на нашем сайте и на официальной странице «НГ» в Фейсбуке, получив с полсотни комментариев.
В том числе одним из первых написал нам и сам Михаил Паншин.

«Объективной» Нарвской Газете даю комментарий Вадим Орлов , члена совета, на высказывания Сморжевской (оригинал со страницы Вадима). «Журналистам» газеты было лень спросить Орлова или цель иная стояла?» – написал нам блогер (орфография и пунктуация автора сохранены). Далее, действительно, приводится обширный пост Вадима Орлова, начинающийся со слов: «Пишу только о фактах, чтобы Сморжевских не ввела в заблуждение общественность в очередной раз».

В нем член совета настаивает, в частности, на том, что, отказавшись от предложенного в сентябре этого года Riigi Tugiteenuste Keskus безвозвратного финансирования в размере 951 195 евро на строительство моста, Мария Сморжевских-Смирнова нанесла музею финансовый ущерб. «Для нас с Алексеем Мяги осталось не понятным, на основе какой информации Сморжевских решила, что ни у города Нарва, ни у Эстонского государства в лице Министерства культуры нет и не будет средств на самофинансирование проекта строительства моста в ближайшие 5 лет, до конца 2029 года», – пишет Орлов.

Редакции «не было лень» спросить Орлова, но дозвониться до него с понедельника и до момента сдачи этого материала в печать (вечер среды) газете не удалось.

Также «НГ» направила ему следующий письменный запрос: «Вы опубликовали на своей страничке в Фейсбуке серьезные обвинения в адрес директора Нарвского музея. Если вы считаете, что руководство музея допустило в своей работе серьезные нарушения, то почему не идете с этим в прокуратуру, в СМИ?
Распространяя эти обвинения через соцсети, какие задачи, как член совета Нарвского музея, вы при этом решаете? В чем видите свою роль?
Считаете ли вы нормальным с точки зрения этики и имиджа музея распространять в публичном пространстве свою точку зрения также через блог Михаила Паншина, который позволяет себе оскорбительные высказывания в адрес ваших оппонентов?». Однако и на наше электронное письмо член совета Нарвского музея не ответил.

Комментарий Министерства культуры
А ответ от Министерства культуры мы получили, наши вопросы прокомментировала консультант по музеям Министерства культуры Марью Рейсмаа:
– Допустила ли директор Нарвского музея превышение полномочий, которое, по мнению членов совета музея Орлова и Мяги, заключается в том, что директор музея единолично, не отправляя запросы учредителям и не обсуждая вопрос с членами совета, отказалась от предложения Riigi Tugiteenuste Keskus получить безвозвратное финансирование в размере 951 195 евро на строительство моста, соединяющего крепость и Старый город?
– Деятельность директора музея была корректной и законной, она не превысила своей компетенции и обеспечила дальнейшее существование музея. Правление обеспечивает хозяйственную деятельность в соответствии с законом и уставом музея. Таким образом, в компетенцию директора входит решение: представлять ли проект; стоит ли продолжать проект; оценить риски и сосредоточиться на непрерывности деятельности музея. Финансовых потерь не было, наоборот, руководитель музея предотвратила более крупные потенциальные потери, которые могли произойти: дополнительные затраты на создание нового проекта, самофинансирование и покрытие расходов на удорожание проекта, поскольку оригинальный проект и смета были подготовлены еще в 2015 году. В то же время индекс цен на строительство значительно вырос.

Член совета Нарвского музея Вадим Орлов на своей страничке в соцсетях обвиняет директора музея в отказе от гранта на строительство моста, однако в заседании совета, на котором обсуждался этот вопрос, он не принимал участия. Фото: Facebook

В случае упомянутого проекта доля собственного участия должна была составить более 400 000 евро, чтобы получить поддержку в размере почти 1,3 миллиона евро. В условиях пересмотра и сокращения расходов строительство моста не входило в число приоритетов Минкульта, и гарантировать самофинансирование не представлялось возможным. Государство, как один из учредителей, обеспечивает функционирование объектов, связанных с основной деятельностью музея, гарантирует сохранность наследия и его доступность для общественности.
О возможности реализации проекта в ситуации, когда государство не гарантирует самофинансирование, рассказала член правления Мария Сморжевских-Смирнова на очередном заседании совета, состоявшемся 24 сентября, в котором члены совета со стороны города, в том числе Вадим Орлов и Алексей Мяги, не участвовали. Мэр Нарвы Яан Тоотс также не поднимал этот вопрос, когда дважды встречался с министром культуры.

– Допустила ли директор музея незаконную деятельность, которая, по мнению членов совета, заключается в том, что директор музея продлила полномочия нынешнего председателя совета Нарвского музея Кристы Нельсон вместо того, чтобы внести в повестку дня выборы нового председателя?

– Глава музея не продлила полномочия председателя совета, как ошибочно утверждают Орлов и Мяги. Поскольку заседание совета не состоялось, не состоялись и выборы нового председателя совета. Пока не будет избран новый председатель совета, будет действовать старый, поскольку его полномочия не закончились и не были прерваны. На заседании совета 18.12.2020, когда в последний раз голосовали за избрание действующего председателя, срок его полномочий в качестве председателя не был установлен.

Марью Рейсмаа также отметила, что министерство неоднократно отвечало на уведомления и запросы членов совета Вадима Орлова и Алексея Мяги, а министр культуры Хейди Пурга несколько раз встречалась с мэром Нарвы Яаном Тоотсом, чтобы обсудить будущее музея. «Посыл был один: проблемы, скорее связанные с конфликтом ценностей, не будут решены, если город снова пригласит людей с неподобающим поведением в совет. Кроме того, несмотря на неоднократные напоминания упомянутые два члена совета не выполнили свои обязанности и не подписали протоколы заседаний совета от 02.04.2024 и 20.06.2024, в которых они принимали участие», – рассказала она.

Что касается последнего обращения Алексея Мяги и Вадима Орлова, то на данный момент министерство готовит ответы на него, официальный срок ответа – конец декабря, добавила Рейсмаа.

Нарвский музей за год посетили десятки тысяч гостей
Не скроем, что, подняв тему перехода конфликта в совете музея в местные соцсети, мы получили разные комментарии не только по этому поводу, но и о работе самого музея: кто-то позитивно отзывается о его выставках, концертах и других мероприятиях, но есть и те, кто пишет в таком духе: «музей стал не тот, вот в Тарту, к примеру – да, там музеи. А наш занимается исключительно политикой, выставки неинтересные, и народ не ходит. И ребенка некуда повести».

Поэтому «НГ» попросила у музея статистику посещений и общий обзор деятельности за прошедший год. Как пояснила нам директор музея, в период с января по конец ноября этого года Нарвский музей (замок и Художественную галерею) посетили 68 466 человек, из которых 26 690 человек – бесплатные посетители мероприятий Северного двора в течение года, а также те категории посетителей, которые имеют право бесплатного посещения музея в течение года. За 11 месяцев 2024 года территорию Западного двора посетило 84 588 человек, не считая посетителей тех выставок, которые проходили в замковом сквере.

Руководитель по продажам Нарвского музея Дарья Боярова сообщила, что наиболее успешными выставками 2024 года наряду с «Многослойной Нарвой» и «Нарвой 44» стала также экспозиция «Уголок парка. Долгожданная встреча», включающая в себя произведения Айвазовского и Шишкина, а также редкие артефакты из фондов музея – более 150 предметов из коллекции Лаврецовых.
«Среди мероприятий музея наиболее успешными стали детские и подростковые лагеря, включая уникальные программы по музейным профессиям и дизайну. А также экскурсии в фонды музея, позволившие посетителям заглянуть за кулисы музейной работы. И семейные программы, проводимые ежемесячно, включая рождественские мероприятия», – рассказала Дарья Боярова.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *