В последнее время все чаще приходится слышать от знакомых, получающих минимальную зарплату, что они опасаются сокращения в будущем году. Именно тогда, когда минимальная зарплата в Эстонии вырастет на 95 евро.
За последние десятилетия минимальная зарплата впервые вырастет на целых 13 процентов: с 725 до 820 евро. Смысл ежегодного повышения минималки, то есть наименьшей заработной платы, которую работодатель может выплачивать своему работнику за полную ставку, в том, чтобы люди с невысоким доходом легче переносили бы инфляцию и рост налогов. Согласно европейским директивам, в идеале минималка должна составлять 50 процентов от средней зарплаты, что способствует смягчению социального неравенства в обществе.
Пока мы еще не дотягиваемся до этого показателя: в первом квартале 2023 года средняя зарплата составляла 1741, а во втором – 1873 евро, то есть идеальная минималка в этом году могла бы равняться 870-936 евро. Когда я поделилась этими подсчетами со своими знакомыми – теми самыми, ожидающими в будущем году сокращения – они безо всякого энтузиазма сказали, что да, получай они в этом году такую минималку, им было бы легче жить. Хотя идеально было бы получать в этом году 1000 евро в месяц и работать 4 дня в неделю. Но, с другой стороны, тогда бы их работодатель сократил их еще раньше или вообще бы закрылся.
Очевидно, что одновременно нужны и меры поддержки для развития мелкого и среднего бизнеса, то есть той сферы, в которой чаще всего работают получатели минималок.
Ведь для работодателя рост зарплаты означает еще и рост расходов на уплату социального налога за каждого работника, который составляет 33 процента от брутто– зарплаты. К примеру, рост минималки с 725 до 820 евро означает рост зарплаты для работника на 95 евро, а рост расходов для работодателя – на 150 евро в месяц. Поэтому не для всех рост минималки обернется благом. Кто-то получит зарплату побольше, а кто-то отправится в Кассу по безработице.
Разумеется, для того, чтобы точно определить, какая связь существует между ростом минималки и сокращениями работников в Ида-Вирумаа, нужно проводить исследование. Однако есть косвенные факты, которые указывают на то, что в этом году, несмотря на рост минималки, люди стали беднее. Во-первых, наш регион в этом году опять лидировал по уровню безработицы. Во-вторых, торговые сети в этом году отмечали, что спрос падает, люди стараются покупать поменьше и подешевле.
Разумеется, все это не означает, что минималку надо перестать повышать. Но очевидно, что одновременно нужны и меры поддержки для развития мелкого и среднего бизнеса, то есть той сферы, в которой чаще всего работают получатели минималок. Повышение зарплаты не имеет смысла для тех, кто в результате останется и вовсе без работы, особенно у нас – в регионе с самым высоким уровнем безработицы.