Александр Гамазин, правовед
Как известно, на прошлой неделе Кая Каллас поставила перед собой цель лишить часть постоянных и дееспособных жителей Эстонии своей страны всех избирательных прав.
Ну, знаете, как это было при Сталине: наряду с лагерными сроками для тогдашних врагов народа было дополнительное наказание в виде, цитирую, «поражения в политических и отдельных гражданских правах» – ст.20, пункт «д» УК РСФСР в ред.1926 года.
Правда, в те времена это оформлялось, пусть полностью фальшивым и абсолютно циничным, но всё-таки «правосудием» в отношении конкретного лица.
В наше время, в стране-участнице Европейского союза уже больше года предпринимаются попытки лишить избирательного права целый социальный пласт населения без каких-либо судебных приговоров, без малейшего обвинения в неких правонарушающих действиях или даже поведении. Речь идет о примерно 60 тысячах граждан РФ, имеющих в Эстонии постоянный вид на жительство и достигших возраста 18 лет.
Я не буду повторять многочисленные оценки своих коллег-юристов и политиков, которые однозначно расценивают такое стремление как посягательство на несколько параграфов Основного закона и, в частности, на основополагающий запрет на дискриминацию из-за политических убеждений или по другим обстоятельствам (в данном случае – из-за гражданства).
Меня больше тревожит так называемая интеллектуальная сторона планируемого главой Правительства конституционного правонарушения. Перейдя на простой язык – чего хочет добиться г-жа Кая Каллас своей инициативой? Какой политический результат она и её единомышленники хотят достичь? Заметьте, ещё никто из поддерживающих у нас такую идею в течение всего прошлого года, да и сейчас тоже, не в состоянии назвать эту цель.
Конечно, где-то вскользь произносят фразу о том, что участие российских граждан, проживающих в Ида-Вирумаа и в Таллинне, отрицательно сказывается на безопасности государства. Но чем конкретно это ослабляет Эстонию как страну? Ответа никто из нас не слышит.
Ещё один «аргумент», который слетает с губ, в частности, и премьер-министра, состоит в том, что не должно быть так, что эти наши жители голосуют и за Путина, и за избрание своих представителей в городские Собрания. Но, во-первых, почему так не может быть, если почти 4 000 и свыше 4 500 граждан Эстонии проголосовали в 2023 году за то, чтобы – соответственно Айво Петерсон и Михаил Стальнухин, настроенные пророссийски, стали членами высшего государственного органа-эстонского парламента, и безопасность нашей страны даже не пошатнулась? Во-вторых, граждане России голосуют за Путина, собственно, не на территории Эстонской Республики, а на экстерриториальных участках чужого государства (в помещении посольства или консульства РФ).
Исходя из детской (я выражаюсь деликатно) логики г-жи К.Каллас, эти 8 500 граждан Эстонии тоже «не должны так голосовать» И что же с ними делать? Поручить министру внутренних дел выявить всех смутьянов-путинцев поименно и приостановить их право избирать и избираться в наш Рийгикогу и, заодно, чтобы два раза не вставать, – в Европейский парламент?
А может быть, поступить ещё радикальней, и всех эстонских граждан, проживающих в Ида-Вирумаа, дисквалифицировать до конца сезона, тьфу ты, – до конца войны, которую ведет Россия? Уравнять их, так сказать, в избирательных правах (точнее, в их отсутствии) с местными гражданами РФ, чтобы не упрекали нас в неравенстве и дискриминации.
Всё это было бы смешно, если показанные смысловые построения (я лишь развил логику, в которую укладывается желание премьер-министра приостановить действие конституционных норм) не были бы очередным обманом со стороны Каи Каллас. Дело в том, что «приостановить» какую-то часть Основного закона означает объявить эту часть (раздел, параграф) временно недействующей. Но ведь это же – самое настоящее разрушение Конституции, которое реально (в отличие от результатов свободных и демократических выборов в какое-то одно-два волостное или городское собрание) подрывает устои правового государства.
Вопрос: в какой стране мира сейчас практически разрушена система права? Ответ всем известен: в России. Мы хотим быть в этом похожи на своего восточного соседа, начав с неисполнения собственного Основного закона, принятого в свое время на общенародном референдуме эстонского народа?
А теперь к главной теме – о том, по какой причине наш премьер призывает к несоблюдению европейских норм о системе местного самоуправления (напомню, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью эстонской правовой системы). И здесь я выскажу свое оценочное суждение о том, что Кая Каллас поддалась на провокацию Кремля. Напомню, что она – единственная из глав государств и/или правительств всего мира, которую Россия объявила в розыск за якобы совершенные ею «преступления». В СМИ мелькали догадки, что это – кремлевская месть за снос советских памятников в Эстонии.
Любой уравновешенный международный лидер лишь иронически улыбнулся бы в ответ на этот неприкрытый крючок, заброшенный российской пропагандой. Да ещё сказал бы о том, что доволен такой «наградой» от Путина, которой российский диктатор награждает только личных врагов. Но глава нашего кабмина, кажется, всерьез обиделась и перевозбудилась настолько, что решила показать, что она ну нисколечко не боится московского «уголовного дела». И потому будет назло Путину продолжать с ним борьбу. Каким образом? Ну, ясное дело, путем сноса оставшихся «красных» памятников да политического преследования граждан России – своих же постоянных жителей.
И неважно, что только треть из них идет на избирательные участки в день «выборов» президента РФ. Отвечали же после войны все немцы, проживавшие в Польше и в Чехословакии, за злодеяния нацистов. И неважно, что коллективная п р а в о в а я ответственность давно осуждена мировым сообществом (в том числе, и преступные изгнания немецких граждан в 1945 году из Польши и Чехословакии, а также в 1947-1948 годах из Калининградской области РСФСР). Неважно, что Россия, к счастью, не ведет военных действий против Эстонской Республики.
Важно –для г-жи Каи Каллас и партийцев из ЕКРЕ – отыграться на тех своих жителях, у которых волей судьбы оказался паспорт гражданина России. Почти как в старом советском анекдоте – бьем вроде как по чужому паспорту, а получаем по собственному лицу…