Популярное
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Одна из организаций, подписавших открытое письмо к премьер-министру - работающий в Нарве детский дневной центр “Лад”. Фото: Николай Андреев.

Некоммерческие организации из разных городов, которые ухаживают за людьми с особыми потребностями, в том числе за детьми-инвалидами, обратились к премьер-министру Эстонии с открытым письмом. В их числе и нарвский центр “Лад”. Работников по уходу и волонтёров тревожит планируемая реформа этой сферы.

НКО боятся начавшейся реформы
Письмо начинается с призыва к Кае Каллас: “Пожалуйста, перестаньте игнорировать конституционные права инвалидов!”
“Нарвская газета” поинтересовалась у двух подписавшихся под письмом, что их так встревожило?

Планируется, что с 2025 года организаторами услуг для людей с особыми психическими потребностями станут местные самоуправления, а не государственный Департамент социального страхования, как сейчас. По словам руководителя нарвского центра “Лад” Татьяны Григоровой, в Нарве в рамках пилотного проекта такую организацию работы начали опробовать уже сейчас. Ещё раньше переход начался в Йыхви и Кохтла-Ярве.

Внедряется принцип личностно-ориентированного ухода, рассказала Татьяна Григорова. Упрощая, можно сказать: если сейчас одна организация по уходу может оказывать разные услуги, например, больному ребёнку, и получать на это финансирование, то планируется на каждую услугу искать исполнителя отдельно. Для этого городской специалист должен будет сначала провести оценку, в каких именно услугах нуждается подопечный.

Один из автором открытого письма, мама ребёнка с особыми потребностями и волонтёр из таллиннского Благотворительного союза “Журавлик” Анна Фаттахова объяснила, почему опасается новых специалистов: у них нет того опыта, который есть у работающих сейчас людей, и они могут упустить что-то важное. Кроме того, городам и волостям, особенно маленьким, труднее, чем государству, найти работников по уходу – и в рамках имеющегося бюджета, и с нужными умениями.
“Получается, что ставится эксперимент над теми, кто сам за себя постоять не сможет”, – сказала Анна Фаттахова.

Как бы не получилось так, что услуги, которые легко оказывать, которые требуются людям с небольшими проблемами – все переключатся на них. А в тяжелых случаях и желающих не будет оказывать услуги.

Она и Татьяна Григорова тревожатся, что после реформы легче всего будет получить необходимые услуги тем, у кого не слишком тяжёлая ситуация.
“Как бы не получилось так, что услуги, которые легко оказывать, которые требуются людям с небольшими проблемами, – все переключатся на них. А в тяжелых случаях и желающих не будет оказывать услуги. И семьи окажутся наедине со своими проблемами, а им и так нелегко, – говорит Анна Фаттахова. – Да, мы не можем на 100% хвалить то, как это сейчас работает. Но оно хоть как-то работает. А вот что будет дальше?”.

У разных организаций – разное финансирование
Авторы письма также отмечают, что оплата одних и тех же услуг, выполняемых некоммерческими, муниципальными и государственными организациями, отличается в разы.

“Сейчас есть такие организации по уходу, которые создавались родителями, – рассказала Анна Фаттахова. – Если подопечного направляют в организацию по уходу, где владелец – государство, на него выделяется одна сумма. Если в НКО, сумма финансирования сразу уменьшается”.

 

 

По её словам, кто-то называет это индивидуальным подходом, а кто-то – дискриминацией. Вместо этого, считает волонтёр, нужно как раз усиливать организации, созданные родителями детей-инвалидов, а также увеличить поддержку их семей, которые и несут самый большой груз заботы о таких детях.
Татьяна Григорова также волнуется, что в новой системе руководимый ею центр “Лад” – с помещениями и сотрудниками, а значит, и с расходами на них – останется не у дел, поскольку не сможет предлагать самые низкие цены на услуги. Сейчас “Лад” занимается с 10 детьми и 22 взрослыми.

Письмо, чтобы начать дискуссию
По словам Анны Фаттаховой, многие тонкости социальной работы разумнее обсуждать напрямую с профильными чиновниками, а не с общественностью. Но формат открытого письма к премьер-министру некоммерческие организации выбрали, чтобы обратить внимание общества на существующие проблемы и начать дискуссию:

“Не принято кричать, что я бедный и больной. Общество стимулирует кричать о себе, когда ты богатый и красивый, когда у тебя всё хорошо. А когда проблемы, люди сами о себе не могут говорить. Сложно сказать, когда у тебя ребёнок такой, что он что-то недополучает. Поэтому мало дискуссии, мало на свет выносятся все эти проблемы, и из-за этого возникают сложности”.

По словам Анны Фаттаховой, сейчас приступает к работе новое правительство, и у автором открытого письма есть надежда, что оно посмотрит на план реформы ещё раз.

Открытое письмо 15 организаций по уходу премьер-министру Эстонской Республики

Уважаемая премьер-министр Кая Каллас!

Пожалуйста, перестаньте игнорировать конституционные права инвалидов! Министерство социальных дел намерено разделить услуги для людей с особыми потребностями, чтобы сэкономить на самых слабых.
Мы просим правительство отказаться от готовящейся в Министерстве социальных дел поправки, которая лишит необходимых услуг людей с постоянной потребностью в пожизненном особом уходе. Это касается и детей, и подростков, и взрослых, которые способны выполнять простейшие бытовые действия только с внешней помощью.
Среди поставщиков специальных услуг по уходу царит страх и неуверенность, потому что Министерство социальных дел планирует предложить пациентам, нуждающимся в постоянной помощи, модель обслуживания, которая подходит для пациентов с более легкими формами инвалидности. В этом случае люди с более тяжелыми формами останутся без необходимого ухода.
С 2025-го года организатором услуг для людей с особыми психическими потребностями хотят назначить местные самоуправления, не имеющие опыта в сфере специальных услуг по уходу. Есть опасность, что новую систему будут тестировать на людях, нуждающихся в постоянном уходе – это безответственно.
Вместо того, чтобы обеспечить гуманный и чуткий подход, всю деятельность по оказанию ухода разделят на полсотни составляющих, к каждой из которых прикрепят ценник. Социальный работник соберет подходящий набор, а местное самоуправление выберет поставщика услуг исходя не из фактических потребностей, а из предложения по более низкой цене. Тот факт, что за каждую составляющую могут отвечать различные поставщики услуг, делает результат сомнительным. В случае с аутистами, положение нуждающихся в уходе людей только ухудшается, когда им приходится иметь дело с целым рядом различных поставщиков услуг.
Предлагаемое решение подходит для людей, которые способны управлять большей частью своей жизни. В настоящее время его хотят применить к людям с постоянной потребностью в пожизненном особом уходе. Если грести всех людей с особыми потребностями под одну гребенку, то можно обеспечить очевидную экономию, но поставщикам специальных услуг придется обдумать план на случай кризиса, если государство начнет применять к и без того недостаточно финансируемому сектору новые меры. Служба специального ухода сегодня во многом держится на энтузиазме сотрудников, но ценовой предел, ниже которого оказывать услуги нельзя, уже давно пройден.
Поставщики услуг учитывают тяжелый и напряженный характер своей работы, но без сознательного вклада государства поставщиков услуг специального ухода станет еще меньше. Поскольку большинство учреждений, оказывающих специальные услуги по уходу, также отвечают потребностям общего ухода, то существует опасность того, что клиенты, требующие специального ухода, будут брошены, а учреждение преобразуют, например, в дом престарелых.

В течение многих лет правительство и Министерство социальных дел избегали даже обсуждения реальных потребностей людей с инвалидностью в особом уходе, передавая вопрос из одной инстанции в другую вместо того, чтобы предпринимать конструктивные действия. Подобное уклонение противоречит постановлению Конституции, согласно которому инвалидам обещают предоставление необходимых услуг и мест по уходу за счет государства.
Частный сектор и семьи инвалидов готовы прийти на помощь людям с особыми потребностями, но для этого необходимо скорректировать законодательство таким образом, чтобы оно позволяло покрывать расходы, связанные с оказываемыми услугами.
Нынешняя редакция закона признает наличие затрат, но не обязывает кого-либо покрывать их часть.
Финансирование специальных услуг по уходу, включая покрытие расходов на помещения, должно быть одинаковым для всех поставщиков услуг, независимо от формы собственности, что позволит обеспечить равное обращение с подопечными. В настоящее время местные органы власти платят своим субподрядчикам в пять раз больше, и финансирование сокращается, когда подопечный меняет поставщика услуг.
Подростки с более тяжелыми формами инвалидности и большей потребностью в поддержке должны иметь беспрепятственный доступ к специальным услугам по уходу после окончания школьного обучения. Однако молодые люди с инвалидностью, которые закончили обучение в 16 лет и получают пенсию по нетрудоспособности, должны ждать еще два года, чтобы получить доступ к услугам специального ухода, поскольку они доступны с 18 лет. Это самое тяжелое время в жизни инвалидов и их семей.
Уровень заработной платы специалистов по уходу должен достигать 95% от зарплат медсестер, но эта цель, несмотря на годы обсуждения, так и не была достигнута.
Также все семьи инвалидов должны иметь возможность принять участие в создании службы специального ухода за членом своей семьи, что сегодня законодательно невозможно.
Государство регулирует развитие сектора и свои затраты посредством общей очереди на места оказания услуг по уходу, которая с каждым годом только увеличивается. Если бы частный сектор создал половину мест по оказанию специального ухода, государство смогло бы сэкономить миллионы евро. Наиболее мотивированными представителями частного сектора в данном случае являются семьи людей, нуждающихся в уходе.
В 2016-м году канцлер юстиции поднял перед социальной комиссией Рийгикогу вопрос о том, что формулировка Закона о социальном обеспечении не соответствует требованиям для покрытия расходов на помещения. Начать работу над внесением изменений в этот закон пообещали только в начале этого года, чтобы изыскать дополнительные средства на 2024-й год. Однако медлительность министерства усугубляет подозрение, что об изменении заговорят только в 2025-м году.
Люди с особыми потребностями не заслуживают отвержения от государства. Тем не менее, их отвергают уже в течение восьми лет, потому что чиновники не хотят делать закон более ясным.
Премьер-министр Кая Каллас, пожалуйста, услышьте нас.

НКО Школа Vivere
НКО Общество поддержки детей и молодежи с особыми потребностями – школа Хилариуса Целевое учреждение Дом Солнца в Лийква
НКО Детский Коррекционно-развивающий Центр «Импульс»
НКО Детский Коррекционно-развивающий Центр «LAD»
НКО Благотворительный союз «Журавлик»
НКО «Особый мир»
НКО Центр реабилитации людей с особыми потребностями «Йоханна»
НКО LaNoor
НКО «Мы»
АО Forkids
НКО Центр консультирования и обучения Pesapuu
АО Akersoni
НКО Me Hoolime Sinust
НКО Mumm

Подробная информация:

на русском языке: Анна Фаттахова
55617595, kurekemtu@gmail.com

на эстонском языке: Янно Келл
5043172, janno.liikvapaikesekodu@gmail.com

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *