Главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу очень критично высказался о непоследовательном подходе нарвских властей к развитию города, о повальной профессиональной слабости местных строительных фирм, а также поругал нарвитян за неумение видеть прекрасное в ржавчине и новых магазинах-коробках.
Пеэтер Тамбу далеко не первый раз очень критически высказывается по поводу нравов нарвитян, их представлений о прекрасном. Архив «ВП»
«Ржавчина — это красиво»
На очередном инфочасе Нарвской горуправы, состоявшемся в этот понедельник, главный архитектор Нарвы Пеэтер Тамбу ответил на вопросы читателей «ВП», которые мы ему передали. Ответил в своем фирменном стиле, указав на то, что жаловаться нарвитянам нужно, прежде всего, на самих себя, а не на местную власть, которая, впрочем, также удостоилась жесткой критики со стороны Тамбу. При этом он подчеркивал, что в данный момент он является всего лишь главным архитектором, Департаментом архитектуры и городского планирования не руководит, в составлении городского бюджета участия не принимает и мнения реальных держателей власти в Нарве по многим вопросам не разделяет.
Один из заданных посетителями prospekt.ee главному архитектору вопросов касался городской мебели на аллее и сквере на улице Пушкина, где в прошлом году был реализован масштабный проект благоустройства, результат которого был воспринят горожанами неоднозначно. Кроме всего прочего многие нарвитяне выражали недовольство тем, что новый вид аллеи и сквера выглядит не ново – ржавчина на металлических деталях скамеек и урн с самого начала показалась сомнительным дизайнерским решением. Ранее Пеэтер Тамбу не раз объяснял, что это специальный дорогой металл, который выбрали намеренно, именно ради колоритной ржавчины, его покрывающей. Теперь читатель указал на то, что дорогостоящие детали мало того, что дают ржавые потеки на бетоне, так еще и пачкают одежду.
«У меня на это только один комментарий: нарвитянам пора прекращать обнимать урны!», – сказал Пеэтер Тамбу, жестко, но совершенно не по делу. Все-таки металлические части есть не только на урнах, но и на скамейках, и садящихся на них в светлом плаще, например, может ждать неприятный сюрприз, особенно если ржавые части будут в этот момент влажными.
В то же время господин Тамбу считает, что ржавые потеки на бетоне — это вполне себе интересный декоративный элемент.
«Ржавчина считается сегодня очень красивой. В конце концов, это вопрос вкуса и отношения к окружающему миру, – рассуждает Тамбу. – То, что было раньше на аллее Пушкина, многим нарвитянам тоже не нравилось. Вообще, так получается, что в Нарве жители сами достаточно мало делают для украшения города, но постоянно недовольны тем, как это делают другие. В других городах люди гораздо меньше жалуются, а сами вносят вклад в то, чтобы вид городов стал лучше».
К гипотетической возможности того, что те, кому не по душе ржавеющие урны, покрасят их в рамках городского субботника, Пеэтер Тамбу относится негативно. Не говоря ничего о том, что такие работы без согласований с властями невозможны, он посоветовал неравнодушным людям заняться на субботниках кучами мусора, которых в Нарве предостаточно, или убрать собачьи экскременты, «украсившие» город после таяния снега.
«Если говорить о вкусе, то в первую очередь дерьмо надо убрать, а потом рассуждать о том, чем плоха современная архитектура», – считает городской архитектор.
Отметим, что, судя по всему, в ходе возведения павильона на автобусной остановке «Петровская площадь» одну из урн покрасили рабочие, но в результате она стала гораздо, гораздо ужаснее.
Коробка нового магазина Maxima станет более изысканной. Роман Викулов
«Это не сарай!»
Построенный в прошлом году рядом с центром культуры Geneva магазин Konsum разочаровал тех нарвитян, которые ждут появления в центре города интересных зданий, а не коробок, «сараев», как у нас принято называть такие образчики архитектуры. Возводящийся опять же у центральной улицы Нарвы, Таллиннского шоссе, напротив торгового центра Fama, новый магазин Maxima также представляет собой «коробку», что подвигло читателя спросить архитектора, почему на стадии проектирования собственника не вынуждают построить что-нибудь поинтереснее «сарая».
«Те, кто недоволен внешним видом новых магазинов — это же тоже собственники зданий. И на любой вопрос в отношении внешнего вида их домов, первым, что они скажут, всегда является то, что это их здание и они делают с ним то, что хотят, и управа не имеет никакого права чего-то требовать, – говорит Тамбу. – Копаться в чужих кошельках неприлично. Если человек хочет украсить город, то должен в первую очередь заниматься своим домом, своим товариществом. Облик Нарвы портят в первую очередь фасады многоквартирных домов».
При этом главный архитектор уверен, что новые магазины на Таллиннском шоссе не так уж плохи с точки зрения архитектуры.
«Это никак не «сарай». Для Maxima новое нарвское здание магазина будет достаточно дорогим и красивым. Половина фасадов будет выполнена из темного кирпича, материала, соответствующего стилистике Maxima. Часть фасадов построят из композитных панелей, на которые в Германии нанесут силуэт Нарвы (рисунок будет украшать главный фасад, на входе в магазин, находящийся напротив улицы, соединяющей Таллиннское шоссе и Харидусе, – прим. авт.). Такого дорогого решения до сих пор в Нарве никто не использовал. Нарвитяне любят покрывать здания ранилой. Наверное, если бы эту коробку «украсили» красной ранилой, все были бы довольны, особенно, если бы у здания была бы к тому же двускатная крыша с черепицей. То же можно сказать и про здание магазина Konsum, где впервые в Нарве был сделан перфорированный металлический фасад. Если кто-то из местных не понимает, что это очень интересное решение, на это сложно что-то ответить. Мы сами относимся к этому зданию как к качественному элементарному зданию торгового центра. К нашему удивлению, недавно мы получили очень хороший комментарий от приезжавших по другим вопросам эстонских архитекторов, отметивших, что у нарвского Konsum очень интересный фасад».
«Власти не выделили денег»
В прошлом году «ВП» не раз рассказывал о том, что у ДК «Ругодив» на месте демонтированного, дорогостоящего и никогда толком не работавшего фонтана построят новый, но дело не движется. Читатель интересуется, как обстоят дела с фонтаном.
Пеэтер Тамбу сообщает, что, согласно заданию горсобрания новый фонтан («современный, красивый, достаточно простой») был спроектирован, согласован.
«Но денег на его строительство в бюджете текущего года запланировано не было, – говорит городской архитектор. – Для Нарвы это обычный подход. У нас нет ни одного объекта, или почти ни одного, по которым власть придерживалась бы своих решений. Это основная проблема во всем развитии города: власть что-то решает, но через полгода, или год, планы меняются. Очень много таких примеров, когда какой-то объект считали очень нужным, заказывали подготовку строительства, но потом откладывали реализацию на неопределенный период».
По большей части виноваты нарвитяне
«Почему фирму, которая завалила работы по реставрации бастиона «Виктория», отказалась от выполнения договора, допускают к участию в конкурсе на выполнение других работ?», – спрашивает читатель архитектора.
Напомним, что строительная компания E&G Ehitus, ссылаясь на необходимость покрытия непредвиденных расходов, просила в прошлом году нарвские власти увеличить финансирование проекта, а не получив дополнительных средств, прекратила работы на объекте.
Пеэтер Тамбу сообщает, что после этого фирма E&G Ehitus не участвовала ни в одном городском конкурсе. Кроме того, по его словам, законодательство не позволяет запрещать конкретным фирмам участвовать в конкурсе. Нет ни одного судебного решения в отношении E&G Ehitus, на которое город мог бы опираться.
В то же время Пеэтер Тамбу подчеркивает, что E&G Ehitus неплохо справляется с другими нарвскими объектами. Строит новое здание нарвского Клуба юных моряков, здание на пляже Липовка, обустраивая окружающую территорию. «Делают все очень хорошо и качественно», – говорит Тамбу, но в то же время признает, что на Липовке произошла задержка строительства из-за того, что заказчик, то есть город, не был удовлетворен качеством работ. Непосредственно к простою привело то, что предприятие E&G Ehitus не получило согласно утвержденному договором графику оплаты работ миллиона евро. В создавшихся проблемах господин Тамбу склонен винить не столько E&G Ehitus, сколько нарвитян, то есть нарвских строителей.
«90 процентов проблем на Липовке связано с нарвскими субподрядчиками. Здание строят из белого бетона, который местные фирмы просто испортили. Пришлось большую часть бетонных блоков демонтировать и отливать заново. Сегодня большинство генподрядчиков предпочитает привлекать к работам в Нарве по субподрядам строительные организации из других частей Эстонии, так как местные просто не способны заниматься современным строительством на хорошем уровне», – заключает Пеэтер Тамбу.
Отметим, что пляж планируют открыть к лету, вместе со зданием, но, вероятно, пока без кафе. Раздевалки и душевые должны начать работать уже в июне.
Роман Викулов
В беседе использованы вопросы читателей, собранные с помощью рубрики “Дежурный по городу”.