На прошедшем в среду, 9 апреля, бизнес-завтраке, организованном городской управой, нарвские предприниматели встретились с представителями сферы энергетики. Член правления Eesti Energia AS Лаури Карп широкими мазками обрисовал ситуацию в сфере генерации электроэнергии и тепла. Если ужать его выступление до одного предложения, то можно сказать – “Ситуация совсем непростая, но мы справляемся”.
По словам Лаури Карпа, пока эта цель не кажется достижимой. Сделанная на возобновляемые источники энергии ставка не оправдала себя полностью. На цены влияет множество факторов, и далеко не все из них можно контролировать.
Сланцевая генерация начала значительно снижаться в Эстонии примерно с 2019 года. Основной причиной стал рост цен на квоты выбросов парниковых газов, но при этом росла и цена на сам сланец (в период с 2018 по 2022 год она увеличилась почти вдвое – с 13 до 24 евро за тонну).
40% времени возобновляемые источники энергии, на которые делалась ставка в последние годы, не способны покрывать наше потребление.
“На сегодняшний день мы вынуждены электроэнергию импортировать. При этом надо понимать, что это не министерство и не “Вася с Петей” решили снизить объемы сжигания сланца – правила здесь диктует биржа. Каждый день наши станции заявляют на биржу свои цены, а уже рынок решает – будут ли эти мощности выкуплены”, – объясняет Карп.
Сменили экспорт на импорт
“Сегодня мы оказались в ситуации, когда не можем обеспечить себя дешевой энергией, хотя раньше были экспортерами. Сейчас же 40% времени возобновляемые источники энергии, на которые делалась ставка в последние годы, не способны покрывать наше потребление, и мы вынуждены импортировать, в основном из Финляндии. Это также сказывается на цене – представьте, что со стороны Финляндии поступает электричество по цене в 10 евро за мегаватт, а в Эстонии мы его получаем уже по стоимости в 90 евро. Куда уходит эта разница? Прежде всего в карман распределительных сетей. За годы функционирования кабеля между Финляндией и Эстонией Fingrid и Elering (сетевые операторы электричества), на двоих, заработали 1,2 миллиарда евро”, – говорит Карп.
Отключение от российской электросети в феврале этого года принесло новые расходы – теперь необходимо тратить средства для поддержания частоты, что требует инвестиций в оборудование (например, мощные аккумуляторы) и значительных операционных расходов. Все это вкупе с волатильными ценами, которые скачут от “практически бесплатно” до “невыносимо дорого”, лишает наши крупные производства спокойно планировать свою деятельность.
Фактор Трампа и мирный атом
Eesti Energia – это крупный концерн, который занимается далеко не только производством электроэнергии. “Огромные инвестиции сделаны в производство сланцевого масла, и когда президент США Дональд Трамп говорит что-то неожиданное, то цены на нефть падают, а это бьет по рентабельности наших заводов, что тянет за собой целый поезд различных расходов”, – добавил Карп.
Подобное влияние на рынок энергоносителей и энергетики спрогнозировать фактически невозможно. “Сейчас цена на нефть упала до 60 долларов для баррель, что уже болезненно сказывается на нашем производстве масла и топлива. Мы не Саудовская Аравия, в которой в землю ткни – и нефть полилась. Наши технологии переработки сланца требуют ощутимых затрат для получения конечного продукта, и его конкурентоспособность зависит от цены на нефть на мировых рынках. И получается от того, что говорит Дональд Трамп”, – подчеркивает Лаури Карп.
Ядерная энергетика, по мнению Карпа, также панацеей не является, несмотря на широкое общественное обсуждение. “Цена мегаватта, выработанного на атомной станции, очень высока, а именно цена на энергию и является нашей главной проблемой. Кроме того, мы не обладаем опытом эксплуатации, а тем более строительства АЭС”, – сказал Карп.
Что все это значит для Нарвы и Ида-Вирумаа?
В ближайшие годы сланцевая энергетика закрыта и заброшена не будет. На сегодняшний день, и в обозримом будущем, Балтийская электростанция и станция Аувере останутся нашими самыми стабильными поставщиками.
“В прошлом году станция Аувере продемонстрировала надежность на уровне 89%, что является очень высоким показателем. Балтийская станция, также по факту, является незаменимой, так как кроме энергии еще генерирует и тепло. Предполагаемое строительство газовой станции позволит еще больше увеличить собственные мощности и увеличить гибкость генерации – все же сланцевую станцию нельзя “включать и выключать как электрочайник”, а газ позволяет этого добиться”, – подытожил Карп.
Развитие собственной выработки, судя по прозвучавшим на встрече мнениям, является сейчас ключевым вектором для эстонской энергетики и обеспечения энергетической безопасности и независимости. И роль Нарвы и Ида-Вирумаа здесь не только не будет сокращаться, но и расти.