
4 декабря 2025 в Postimees помещена публикация Микка Салу «Положим конец демократическому эксперименту в Нарве». Начинается она сразу с большой неточности, когда автор заявляет, что сейчас в Нарве на выборах в горсобрание можно победить с путинской программой. Конечно, имеется в виду относительная «победа» стальнухинского блока, набравшего на октябрьском голосовании на два голоса больше, чем группа кандидатов Тоотса и Евграфова.
Но ни один из пунктов предвыборной программы Стальнухина и/или его команды (почти все эти люди, действительно, «родом из 2000-х годов») не отражает общеизвестные нарративы современной России. Вероятно, журналист из Postimees имеет в виду мировоззрение тех депутатов, которые оказались избранными в местную власть. Однако такие ошибки в политической публикации сразу подрывают доверие к её содержанию.
Второе возражение более серьезно, поскольку оно относится к выводу Микка Салу о том, что «медианный нарвский избиратель» будто бы «ждет российских танков». Слушателям и читателям, наверное, следует пояснить, что медианность – это, если простыми словами, усредненная позиция. Кстати, это – вообще не большинство, как может показаться несведущему человеку. А именно – приближенность к центру какой-то точки зрения.
И возникает полное недоумение – на основе каких данных журналист Postimees сделал заключение, что избиратель, выбравший в депутаты, например, Катри Райк (почти 1 тысяча голосов) или г-на Ваарманна (не так уж много уступившего Катри) и вообще их два списка, давшие вместе 9 мест в Горсобрании, – это выбранные нарвитянами, ждущими прихода Путина?!
Приплюсуем сюда те тысячи избирателей, отдавших свои голоса за Тоотса или Евграфова с их командой из 10 человек, – это тоже путинисты?
Другими словами, г-н Салу и здесь неправдив, то есть явно обманывает своих читателей. И, сложив вместе две неправды, уверенно объявляет, что вот она, нарвская проблема. А нарвитян, мол, цитирую, «все-равно не интересует демократия» и «средний избиратель здесь предпочитает Кремль – режим, при котором оппозиционные политики имеют привычку выпадать из окна» (конец цитаты).
И тут наступает момент, когда, наконец, можно объявить Микку Салу искреннюю благодарность. Именно из таких публикаций начинаешь понимать, откуда у жителей остальной Эстонии такой жуткий стереотип о типичном нарвитянине.
Без социологических исследований, без применения рутинных законов общественной психологии (а они действуют так же неумолимо, как законы физики), всего лишь серией публикаций, подобных газетному материалу г-на Салу, можно надолго и прочно создать образ о нарвском обывателе. Мы ведь уже встречали такие краткие описания: слегка нетрезв, в руке – надломленная гвоздичка, движется – к гранитной стеле в память о событиях 1944 года…
Конечно, он может, как однажды, всего лишь 4 года назад, отдать 4500 голосов за эстонку, приехавшую в Нарву разогнать опостылевшую за 20 лет власть Стальнухина с его компанией. Да вот беда, теперь эта смелая женщина из Тарту сама создала перед выборами властную коалицию с этим Стальнухиным. И куда теперь податься «бедному крестьянину» (забытый давно мем из кинофильма «Чапаев)? – Да опять к тому же Стальнухину, с которым уже сама Катри в одной упряжке.
При таких нарвских сложностях надо включать аналитические способности, но не каждому журналисту это под силу. Куда проще предложить прямое правительственное управление Нарвой, как это делает Путин через назначаемых им губернаторов и полномочных представителей президента.
И, наконец, про демократию, которую автор из «центрального» издания предлагает временно прикрыть, чтобы, как он рубит с плеча, в Нарве не было путинистов у власти.
Но и здесь у г-на Салу какие-то зияющие провалы в фактах. Он как будто забывает, что этих «нарвских путинистов» к нам, на левый берег реки Наровы не ночью на парашютах забросили (или как сейчас в тренде – на воздушных шарах). Они, эти люди, здесь выросли, а многие – родились. К примеру, тот же Стальнухин с его эстонской, кажется, бабушкой, коренной гражданкой нашей страны.
Более того, этих 11 или 12 депутатов избрали практически только граждане Эстонской Республики, а не граждане России (которых так хотели последние 2-3 года отодвинуть от местных выборов, и желание свое осуществили).
И, наконец, Стальнухина месяц назад назначили руководителем Нарвского горсобрания, то есть привели к власти, даже не упомянутые выше его 11 соратников по команде, а в совокупности с 5-ю членами «Списка Катри» во главе с самой г-жой Райк! Их-то вроде бы невозможно даже заподозрить в симпатиях к путинскому режиму. Следовательно, проблема не только в политических установках нарвских депутатов, а гораздо более глубоких явлениях и процессах.
Если логически развивать идею журналиста из его статьи в Postimees, то следующим шагом следует как-то ограничить конституционное право проживающих в Нарве граждан Эстонского государства, участвовать в выборах в местное самоуправление. А договором между правительством и мэром Нарвы изменить Основной закон невозможно (хотя после мартовского издевательства над Конституцией небывалое сильно отодвинуто к горизонту).
И мысль эта совсем не оригинальна. Автору этой реплики уже приходилось весной сего года писать, что после избирательного просеивания постоянных жителей через решето с ячейкой «гражданство» придется вводить ещё одно сито -с ячейкой «лояльность правящему правительству и действующему составу парламента».
Ничего близкого к путинизму в этом голосовании нет. Такие поверхностные оценки близки к ситуации времен моей советской юности: ах, ты возмущаешься повышением цен на мясо и молоко? – Это что, ты – против Советской власти? Ведь ты льешь воду на мельницу «Голоса Америки» и «Радио Свобода»! Значит, ты враг народа.
При этом журналист из Postimees не хочет видеть, что сворачивание демократических принципов и правил на какой-то, отдельно взятой территории европейского правового государства, – это осуществление мечты кремлевских правителей, которые спят и видят, каким путем ослабить бы европейские ценности в странах Восточной Европы. Да если ещё это будет проводиться в «русском» регионе, то это – просто роскошный подарок для властей современной России.
Так, почти незаметно, г-н Салу предлагает нам внедрять российский стиль управления в Эстонской Республике. Ну, разумеется, – с целью противостоять этим методам из России…
Александр Гамазин, нарвитянин




