Популярное
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Старший прокурор Вируской окружной прокуратуры Аннели Пярт, которая на протяжении всех 4 лет вела дело об убийстве в марте 2012 года девятилетней нарвитянки Варвары Ивановой, выступила в минувшую среду в прямом эфире передачи «Народу важно» из Нарвской студии телеканала ETV+ и разрушила многие мифы, связанные с этим трагическим происшествием.

 

Прокурор об убийце Вари: мы можем говорить о конкретном человеке

Похороны Вари прошли в Нарве 2 апреля 2012 года. Архив «ВП»

Почему важнейшую итоговую пресс-конференцию по результатам расследования убийства девятилетней нарвитянки Варвары Ивановой провели в Таллинне, а не в Нарве, и без перевода на русский язык? Это был первый вопрос представителю прокуратуры от ведущих передачи «Народу важно». Прокурор Аннели Пярт ответила, что так пришлось поступить из-за внезапной утечки информации об уголовном деле в прессу. Чтобы избежать всплеска спекуляций, к обществу обратились в экстренном порядке, и у прокуратуры не было возможности сделать все в Нарве и с переводом на русский, как то и планировалось.

Аннели Пярт сразу же подчеркнула, что уголовное дело об убийстве Варвары Ивановой не закрыто, как об этом сообщали многие СМИ, а прекращено, но может быть возобновлено в любой момент, если у следствия появятся новые данные или можно будет провести более совершенные экспертизы. Преступник не установлен, но версия правоохранительных органов, что убийцей был молодой человек, принявший смертельную дозу наркотиков, имеет достаточно косвенных подтверждений.

Что же касается всевозможных предположений и слухов (а доходило и до спекуляций так называемых «колдунов» и «ясновидящих»), вируский прокурор сочла важным озвучить официальные данные, полученные за четыре года кропотливого расследования.

Первое: прокурор уверяет, нет оснований полагать, что данное преступление было совершено двумя или большим количеством лиц. Следствие считает, что убийца действовал один.

Второе: прокурор отрицает обвинения, что следователи «повесили» дело на «подходящего» наркомана (жителя Кренгольмского района Нарвы, умершего в феврале 2014 от передозировки наркотиков), потому что не смогли найти истинного преступника.

«Мы пришли к этому человеку в результате долгого и сложного расследования, и все те данные, все те доказательства, которые у нас на текущий момент в деле имеются, собирались постепенно, шаг за шагом. На основе имеющихся данных мы можем говорить о конкретном человеке, который мог совершить данное преступление, и то, что он являлся или мог являться наркоманом, это всего лишь сопутствующий факт. Все, что было собрано, привело нас к тому, что у нас было и есть основание подозревать, что данное преступление мог совершить конкретно этот человек», – сообщила Аннели Пярт.

Кроме двух фрагментов ДНК, которые были обнаружены на теле погибшей девочки, и которые совпали с пробами, взятыми у названного человека, у прокуратуры есть и иные косвенные доказательства. «Он находился в момент совершения преступления в том районе. Он не только там жил, он находился. Есть промежуток времени, в который мы не смогли установить, чем он занимался в то время, когда было совершено преступление, и, как мы предполагаем, когда тело было доставлено на то место, где оно было найдено. Плюс то, что, конечно, очень подозрительно то обстоятельство, что через три дня после взятия пробы ДНК данный человек сознательно решил принять слишком большую дозу наркотических веществ», – пояснила Пярт.
Хотя место преступления до сих пор не обнаружено, прокурор считает, что преступление не было тщательно спланировано, по крайней мере, попытка скрыть следы не удалась.

Третий миф – слухи о том, что тело убитой было вымыто специальными химическими веществами – тоже одна из городских легенд, считает Аннели Пярт. «Эксперты не могут заявить однозначно, что тело было вымыто или не было вымыто. Существует возможность, что его пытались каким-то образом обмыть, но говорить о том, что оно тщательно вымыто, не приходится. Оснований нет», – уверят Пярт.

Четвертый миф, что у Варвары подстригались ногти, тоже не выдерживает критики, говорит прокурор. «Причина рождения таковой легенды в том, что, как известно, Варя болела достаточно сложным и редким кожным заболеванием, в результате которого были поражены и ногтевые пластины, ногти фактически не росли, поэтому обрезать там нечего», – пояснила А. Пярт.
Пятый миф, что жертву где-то держали и пытали четыре или пять дней, а потом зверски убили, по данным следствия, тоже не имеет ничего общего с действительностью.

«У таких заявлений нет никаких оснований. Честно говоря, мне, как прокурору, и как просто человеку, порази- тельно, откуда вообще берутся такие фантастические заявления», – заявила А. Пярт.

По мнению ведущего телевизионной передачи, корреспондента ERR Юрия Николаева, возникновение такого количества слухов случилось из-за того, что следствие велось в тайне, обществу не предоставлялись промежуточные отчеты. Но прокурор Аннели Пярт сослалась на соответствующую статью уголовно-процессуального кодекса.

«Все данные досудебного следствия разглашаются, во-первых, с разрешения прокуратуры, прокуратура могла бы разрешить, и только в том случае, если они не навредят самому следствию, либо личным интересам кого-то, чьи интересы затронуты в уголовном деле. В данном случае речь идет о семье Варвары», – пояснила Аннели Пярт.

 

Аннели Пярт, 
старший прокурор Вируской окружной прокуратуры: «Дело Варвары Ивановой было для нас самым важным уголовным делом. Оно было важно для нас не как для чиновников, а как для людей. Нам всем нелегко, что результат оказался таким. Потому что я как прокурор считала бы свою работу сделанной отлично, если бы я смогла человека привести в суд, предъявить ему обвинения и потребовать надлежащего наказания. В данном случае этого не произошло».

Создать открытый регистр педофилов?

Один из ведущих передачи «Народу важно» и главный редактор «Нарвской газеты» Сергей Степанов рассказал об опыте США по предупреждению преступлений против сексуальной неприкосновенности.

Если из тюрьмы освобождается насильник (причем, нет разницы, в отношении ребенка или взрослого человека было совершено преступление), надзорные органы отправляют информацию в регион, где будет жить этот человек. О нем печатают в газетах, чтобы оповестить людей: потенциально опасный человек приехал в их город. «Сделан сайт Family Watch-dog, что в переводе означает «Сторожевая собака семьи», где находится полный регистр всех типов насильников по всем штатам, по всем городам, с интерактивной картой, на картах отмечены школы, и значками отмечены эти преступники, по каким адресам они вблизи школ находятся», – рассказал Сергей Степанов.

В зависимости от тяжести преступления, насильнику в США могут дать и небольшой срок, но после ему назначают суровый период надзора – до 20 лет. А по законам штата Флорида, у дома каждого осужденного за подобное в обязательном порядке ставят предупреждающую табличку.

В эстонской системе этого сделать невозможно. Положение о «защите личных данных» не позволяет принимать закон, аналогичный американскому. Остается только негласный надзор компетентных органов. Возникает парадокс: «сохранность и секретность» вышедшего на свободу педофила для государства оказывается важнее безопасности граждан.

Гостья передачи, прокурор Вируской окружной прокуратуры Аннели Пярт, сказала, что предложение создать открытый регистр педофилов — это в целом хорошая мысль и стоит обратиться с ней к законодателям. «Как прокурор скажу, что это нарушает положение о личных данных, но как житель города, как мать девятилетней дочери, пожалуй, соглашусь, – заявила Аннели Пярт и пояснила: Согласна, что надо что-то предпринимать, однако мы находимся в Евросоюзе, и есть директива, которая вряд ли позволит это все провести».

 

Сделали выводы

Возвращаясь к случаю с Варварой Ивановой,  А. Пярт сказала, что местные власти и правоохранительные органы сделали полезные для себя выводы. По крайней мере, Нарва стала более безопасным городом. «После этого трагического случая наш город стал на самом деле более безопасным. Люди стали больше обращать внимания на разные подозрительные и опасные ситуации. Стали меньше отпускать детей гулять, стали больше наблюдать за подозрительными лицами. Стали поступать заявления, стали больше замечать, что происходит вокруг, и стали больше беспокоиться о своих детях», – считает старший прокурор Вируской окружной прокуратуры Аннели Пярт.

В заключении передачи прокурор поблагодарила жителей города и волонтеров, которые присылали следствию информацию и не оставались безразличными к случившемуся. Также Аннели Пярт сказала спасибо родителям Варвары Ивановой за понимание и поддержку следствия.

 

Светлана Зайцева
по материалам передачи «Народу важно» на канале ETV+

 

Наша справка:

Полная версия передачи «Народу важно» об убийстве Варвары Ивановой находится здесь.

 

«Почему этого отморозка не взяли сразу в оборот?»

Интервью с прокурором Аннели Пярт в эфире ETV+ было перепечатано популярными средствами массовой информации. И несмотря на то, что длилось оно целый час, в комментариях на интернет- порталах вновь зазвучали вопросы. Редакция «Виру Проспекта» обратилась к А. Пярт прокомментировать некоторые из них на страницах газеты.  

– Хотелось бы получить максимально конкретный ответ на вопрос: насколько полиция/прокуратура уверены в том, что покончивший самоубийством главный подозреваемый и есть убийца?

Аннели Пярт:

– Основные доказательства, которые имеются у нас на данный момент, указывают только на него.

 

– Почему после того, как взяли пробу ДНК у этого отморозка, он продолжал находиться на воле? Разве его не должны были взять в оборот и держать на всякий случай в СИЗО?

Аннели Пярт:

– Потому что анализ ДНК занимает достаточно долгое время и одних только результатов экспертизы на ДНК не достаточно для того, чтобы сказать с уверенностью, что именно этот человек является убийцей. К тому же необходима двойная проверка. За время следствия  сравнительный анализ ДНК прошли почти 2900 мужчин. Тот, кого назвали отморозком, был где-то в середине списка. В общем списке были более подозрительные люди, и он никак не выделялся на фоне других. У него взяли пробу ДНК 12 февраля, 15 февраля он покончил с собой, а результат пробы пришел только в июле.

 

– Почему, если предполагаемого убийцу вычислили в 2014 году, решились рассказать об этом только в 2016-м? Значит, не было полной уверенности в том, что это действительно он?

Аннели Пярт:

– Если очень коротко: потому что совпадение хромосом, по которому, мы считали, можно было делать окончательные выводы, обнаружилось у нескольких семей. Мы были в растерянности, и вновь началась работа, которая также требовала времени, чтобы проверить людей, которые были на равных. Мы пересмотрели весь материал с момента обнаружения тела девочки. Были обнаружены 13 микроскопических волосков, их отправили в Австрию, потому что только там могли сделать соответствующее исследование. Затем надо было собрать ДНК по новой у тех, кто был в числе подозреваемых и мог соприкасаться с телом Варвары. Слава Богу, что люди отнеслись к этому с пониманием и терпением. Повторно биоматериал был отправлен в Австрию. И только осенью 2015 года пришел ответ. Затем были сделаны  еще некоторые необходимые исследования. К пониманию того, что на данный момент с нашими научными возможностями мы можем сделать определенные выводы, мы пришли только в январе 2016 года.

 

 

Теперь – об уроках, которые мы должны извлечь

 

Прокурор об убийце Вари: мы можем говорить о конкретном человеке

 

Сегодня в телевизионной передаче «Народу важно» на канале ETV+ из нарвской студии речь пойдет о долгом расследовании убийства нарвитянки Варвары Ивановой и о том, как обезопасить детей от насильников.
Расследование убийства маленькой нарвитянки завершено, результаты оглашены, но нарвитяне считают, что справедливость не восторжествовала, убийца не найден и не наказан. Общественность негодует и опасается повторения трагедии. Как вернуть доверие к правоохранительным органам и успокоить людей? Каковы уроки для следствия и для общественности?
В то же время в ходе расследования в поле зрения полиции попали десятки преступлений сексуального характера по отношению к несовершеннолетним. Что нужно сделать, чтобы выявление подобных случаев стало нормой? Как обезопасить детей от сексуальных преступников? Кто за это вообще отвечает?
В этих вопросах ведущим поможет разобраться гость передачи «Народу важно» старший прокурор Вируской окружной прокуратуры Аннели Пярт.

 

Прокурор разрушила мифы вокруг убийства Варвары Ивановой

 

Опрос. Насильники заслуживают смертной казни?

 

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *