Решив в юбилейном номере «ВП» рассказать об одном из наших чем-то особенных читателей, мы нашли его прямо в редакции: на подписку к нам пришла Татьяна Перова. Когда-то сотрудница Кренгольма, на котором, напомним, и зарождалась наша газета. А сегодня — обладательница любопытного опыта по благополучному жизне- устройству. Что, согласитесь, всегда интересно.
Новость изнутри
Много лет Татьяна проработала в отделе кадров этого некогда могущественного текстильного предприятия. Когда сокращения на комбинате, вошедшем в состав шведского концерна Boras Wafveri AB, стали печальной повседневностью, была вынуждена извещать об увольнениях, а в 2010 году такое уведомление получила и сама.
Последние дни на Кренгольме были особенно удручающими, вспоминает моя собеседница… В большинстве помещений Отделочной фабрики, куда переместилось все производство, уже не было света и тепла, но работать специалисту по кадрам приходилось не меньше, чем прежде, и даже больше: поток увольняемых не иссякал. При этом на всем комбинате, когда-то насчитывающем более 10 тысяч работников, осталось уже порядка 600 человек.
Занималась кренгольмцами Татьяна, надо сказать, и после увольнения: помогала в подготовке документов для выхода на пенсию. В самой компании такие заботы никто на себя уже не брал.
После Кренгольма у нашей героини было несколько не очень удачных попыток трудоустройства — в фирмы, которые с работниками не церемонились, да и с законом не очень дружили. Довелось довольно близко познакомиться и с Центром занятости населения (проще говоря – биржей труда), уже не как кадровику, а как постоянной клиентке. В какой-то момент, признается Татьяна, от отчаяния даже случилось расплакаться прямо у консультанта.
– Не думала, – говорит она, – что помощь нашим кренгольмцам от этой организации будет такой несущественной.
Однако сегодня мы видим перед собой цветущую женщину, которая и после выхода на заслуженный отдых живет полноценной жизнью и интересно проводит время. Не так давно, например, побывала в круизе по Средиземноморью, а сейчас собирается в Хаапсалу. Всем этим она во многом обязана… интернету. В котором находит не развлечения, как это происходит со многими другими «свободными людьми», а посильную работу и скромное за нее вознаграждение.
– Когда над Кренгольмом начали сгущаться тучи, – рассказывает Татьяна, – подумать о себе, серьезно задаться вопросом: а что буду делать я, если вдруг?.. мне было некогда. Во-первых, все же верилось в лучшее. А во-вторых, нагрузка стала просто адская.
Чтобы справиться с этим валом документации, Татьяна подружилась с компьютером. Благо, что толковые специалисты-компьютерщики на Кренгольме еще в тот момент имелись. Специально под ее нужды создавались программы, а она поставила перед себой задачу стать грамотным пользователем.
-Я стала записываться на все соответствующие курсы, которые организовывал Нарвский профессиональный учебный центр. Но когда впервые попала на такую учебу (это были курсы по программе PowerPoint), то оказалась одной из самых слабых в группе — преподаватель, спасибо ему, просто не отходил от моего стола. Но раз от разу знания накапливалис и я осмелела, поверила в себя.
Поэтому, став безработной, Татьяна стала активно искать возможности переквалификации через биржу труда. Параллельно находила предложения о вакансиях, кандидировать на которые рискнула бы после краткосрочных курсов. Но «пробить» их на бирже ей так и не удалось.
В то же время в плюс этой организации Татьяна ставит то, что попала в число участников проекта «Город мастеров», предназначавшегося для безработных, желающих овладеть мастерством рукоделия. Татьяна склонность к этому имела: в свое время успешно освоила кружевоплетение на коклюшках.
-Мы получили возможность обучиться нескольким видам ремесел и пройти начальный курс по предпринимательству, – рассказывает наша героиня.
Для защиты бизнес-плана Татьяна выбрала изготовление художественных витражей в технике «тиффани» и стала всерьез подумывать об открытии собственного дела.
-Ну, вы же все равно не будете этим заниматься, – почему-то решила комиссия.
И «тиффани» осталось только для души. А для жизни – интернет.
Кто есть кто?
Татьяна Перова родилась на Смоленщине, но Эстонию выбрала для себя, потому что очень хотела учиться в Таллиннском политехническом институте, куда и поступила успешно. Однако из-за нехватки средств вскоре пришлось перевестись на заочное отделение, а местом работы девушка выбрала Кренгольм. И проработала там целых 37 лет. Поэтому наблюдать его стагнацию, а потом и вовсе потерять для Татьяны Перовой было тяжело. Но именно в эти годы небеса вознаградили ее романтической историей, которая длится по сей день. Это знакомство также состоялось по интернету. Хотя Татьяна и ее друг живут в разных странах, они питают надежду, что когда-то будут не просто ездить друг к другу в гости, но и объединятся под одной крышей.
Другая жизнь
В интернете бывши й специалист по кадрам давно уже свой человек, в свое время входила в солидные интернет-компании, зарабатывающие на совместной деятельности приличные средства. Сейчас же по запросу определенных фирм Татьяна Перова готовит рекламные тексты, ведет блоги, улучшает статистику сайтов. Она считает, что такая, пусть и весьма скромная, подработка может быть интересна и вполне доступна любому среднестатистическому пользователю, нужно только загореться желанием, вникнуть в суть дела и не лениться.
2 простых вопроса:
– Многих кренгольмцев вы, что называется, знаете в лицо. Можно ли сказать, что трудности, связанные с потерей работы, остались у них далеко позади? Или это по-прежнему скрытая драма?
– Это такая тема, по поводу которой люди предпочитают отмалчиваться. Но я думаю, что большинство из бывших работников Кренгольма нормально устроиться уже не смогли.
– Что для вас значат деньги?
– Это возможности — не только для себя, но и для других. Например, в магазине, рассчитываясь за покупку, я радуюсь, что тем самым даю заработать этому конкретному продавцу.
Татьяна Зывьялова