Популярное
Январь 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Школьники на реке Нарве под бастионом Виктория. Частная коллекция.

Начало здесь.

Из Нарвского порта по реке выходили на воду не только корабли, но и люди. Одним из самых известных жителей Нарвы 1920–1930-х годов был мэр Яан Лутс (1884–1943). Среди прочего, он мечтал об авиалинии Таллинн-Нарва и рассказывал журналистам, что под бастионами прорыты проходы, по которым вполне можно проехать на автомобиле.

Уже по его внешности было видно, что перед нами довольно интересная личность. Лутс всегда носил цилиндр, пиджак, полосатые брюки и очки в золотой оправе. Он увлекался плаванием на длинные дистанции. Обычно он устраивал заплывы вдвоём с известным лыжником Матсо. У Лутса во рту дымилась трубка, и, лёжа на спине, он позволял течению просто нести себя. До Нарва-Йыэсуу было около 14 километров. Тем не менее они часто заплывали и дальше. У Лутса также была машина – наверное, самая первая машина в Нарве вообще. Сигналила она, словно целый духовой оркестр. Для указания направления движения служил семафор в красную полоску, который махал указателем, как кулаком. Замешкаешься – и можешь по голове получить. За машиной с громким лаем носились собаки.


Летняя жизнь на причале не прекращается. Курсы спасателей – тоже часть летней жизни. Несколько друзей Эльмара были там, и эти захватывающие события нельзя было игнорировать.

На причале проходили экзамены по спасению на воде, в которых участвовал и Отт Рейман. Мы с интересом наблюдали за этим значительным действием. Необходимо было погрузиться в воду, раздеться и прямо у причала продемонстрировать владение приемами оказания первой помощи, включая искусственное дыхание. На месте с проверкой был государственный инспектор Грюнберг из Таллинна.
Когда надо было разоблачаться в воде, то все надевали на себя пиджаки и тренировочные штаны, и обувь для игры в футбол, которые принадлежали Кайцу Абе. Кайц был одноглазым – второй глаз у него был стеклянным, и между собой мы его называли «жестяной глаз». Когда подошел черёд Отта, оказалось, что штаны Абе ему велики. Как только он прыгнул в воду, штаны с него свалились, их пытались поймать, но безрезультатно.

Пришел черед Абе провести три минуты под водой. Включили секундомер, и Абе прыгнул в воду.
Прошло три минуты, но Абе так и не было видно. Все забеспокоились, когда стрелки показали пять минут, потом десять… Начались поиски, Отт прыгнул в воду. Искали и ближе к середине реки – никого. Отт тоже пропал. Вдруг из-под воды раздался шум, затем мы услышали смех. Все выдохнули с облегчением – Абе нашли. Он сидел под причалом с кислой миной – потерялся его стеклянный глаз. Такое и раньше случалось, но не на дне реки, да ещё и у причала, где глубина была несколько метров.
Отт пообещал Абе обязательно найти его глаз, он успокаивал и ободрял его:
– Абе, сделаем тебе новый глаз, – приговаривал Отт. В ответ на это Абе пообещал поколотить Отта, если тот не перестанет над ним подтрунивать.
Тогда Отт снова нырнул под воду и через некоторое время появился на поверхности.
– Абе, нашёлся твой глаз, – прокричал Отт с невинным лицом и бросил на причал какую-то круглую штуку. Это оказалась гайка, что рассмешило всех вокруг.
– Ты, Рейман, – настоящий подлец и мошенник. Можешь сам выбрать, куда себе засунуть этот глаз, – обиделся Абе Кайц.
– Зачем ты злишься из-за такой мелочи? Все-равно ты этим глазом ничего не видел. А я тебе сделаю новый, ты им сможешь девушкам подмигивать, – не унимался Отт.
– Если ты не оставишь мой глаз в покое, то я тебя выброшу в речку прямо с причала, – Абе сильно разозлился, и Вилле решил вмешаться, чтобы уже отвлечь Отта от Абе и его глаза.


Фонтан в малом Темном саду. 1910-е годы. Эстонский исторический музей.

Жизнь нарвских мальчиков, гавань и Темный сад летом. В Малом Темном саду, у фонтана, который находится здесь и сегодня с самого конца XIX века, было сделано большинство нарвских семейных фотографий.

На конце одной из белых корабельных марок висел Соммерс Этс. Он с большим удовольствием нырял в любом месте и на любой глубине. Они жили прямо у реки и летом чаще проводили время в воде, чем на суше. Два брата, одного звали Геэде, а другого просто Ведрупеа. Они были веселыми мальчишками, ни одно их словечко нельзя было воспринимать всерьез. В порту финны грузили судно камнями. Тральщик “Сууропи” стоял пришвартованный, матросы играли на музыкальных инструментах, девушки отплясывали прямо на палубе. По реке кружили шлюпки, бульвар был заполнен прогуливающимися парочками, а старик Экштейн, как всегда, сидел в Малом Тёмном саду у своей фотокамеры в ожидании клиентов. От домов в Старом городе исходил жар. Улицы накрыла дрёма. Часы на Ратуше пробили половину десятого. Казалось, старый город действительно задремал, но на самом деле жизнь вокруг била ключом.


Темные ворота. 1910-е годы. Частная коллекция.

Осенью школьники приходили гулять в Темный сад. В то время Эльмар учился в торговой школе, которая располагалась в здании нынешней школы Ваналинна. Павильон Темного сада, о котором пойдет речь в этой статье, стоит и по сей день.

Когда мы осенью снова пошли в школу, парни нашли себе новую забаву. На большой перемене мы прогуливались в той части Тёмного сада, что на высшей точке бастионной стены. С угла стены открывался прекрасный вид на реку и живописный берег. Прямо же у основания стены находился порт. По сути, это был пассажирский речной вокзал, куда приходили лайнеры из порта Нарва-Йыэсуу.
Мы поспорили – сможет ли кто-нибудь добросить камень до корабля и попасть по его жестяной крыше. Некоторые попытались, но без какого-либо успеха. Конечно, кроме Оття Реймана.
– Посторонитесь и дайте мне камень получше, – сказал Отт. Ему передали хороший булыжник, и он его метнул. Прямое попадание на крышу парохода Joala! Грохот был такой, что народ с криками бросился с корабля на берег. Даже капитан выбежал на причал.
Это приключение обернулось большими проблемами. Ребята, конечно, завидев капитана, дали стрекача, но тот последовал за ними в школу. Внимательный капитан заметил на ком-то зелёную рубашку. Отт смог одолжить свитер с высоким воротом, но капитан прошёл по всем классам, и всех «подозрительных» вызвали к дирек­тору. Включая и Отта Реймана. В тот момент его судьба висела на волоске.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *