Популярное
Май 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Р е к а Р о с с о н ь. Фото из книги, автор: Й. Трейфельд.

Арнольд Пауль Сювалеп. “История Нарвыю Датский и ливонский периоды”. Начало здесь.

Несмотря на слухи, распространявшиеся в Нарве о том, что Новгород объединился с Псковом для войны с Орденом, Новгород не позволил втянуть себя в военные действия, хотя и его отношения с Орденом стали напряженными.

Разногласия существовали в первую очередь по вопросам торговли. Уже в течение длительного времени среди русских было недовольство действиями немецких купцов: по мнению русских, купленная у немцев соль и другие товары не были взвешены на правильных весах. Поэтому в июне 1407 года новгородское вече постановило, что каждый русский купец, покупая соль у немцев, должен был взвешивать ее, а мед приобретать только полными бочками. Немецким купцам это решение не понравилось, и они запретили вообще всякую торговлю с русскими в Новгородe. Любекский купец Бернд фон Вреден, несмотря на этот запрет, все-таки продолжал торговать с русскими, поэтому у него в Новгороде в торговом дворе товар отобрали. Вреден переехал из Новгорода в Нарву и стал посылать купцам в Новгород письма с угрозами: если товары не будут ему возвращены, он сам найдет возможность возместить свой ущерб. Но поскольку в Новгороде на это не реагировали, он, используя сложные отношения русских со шведами, перешел на службу к выборгскому фогту Торду Рёрикессону Бунде в надежде получить от него поддержку. В июне 1408 года Вреден снова побывал в Новгороде и договорился с купцами, чтобы те дали ему рекомендательное письмо в Таллинн. Но уже через несколько дней новгородское купечество получило новые тревожные известия, которые быстро передали в Таллинн: в Нарве собралась группа людей, которые хотели напасть как на русских, так и на немецких купцов на Dode Narve, т.е. дословно Мертвая Нарва. Термином Dotbeke обозначались в древние времена реки, которые имели тупиковые ответвления русла, в данном случае Dode Narva – это река Куллакюла, которая на русском языке носит и сейчас название Мeртвицы.

Таллинн на предупреждение не отреагировал. Искатели приключений могли беспрепятственно находиться в Нарве в течение нескольких дней и сделать все необходимые приготовления для осуществления своих планов. Шайка три недели поджидала подходящего момента. По слухам в конце августа 1408 года Бернд фон Вреден осуществил свою угрозу и ограбил на реке Dode Narve немецкие и русские обозы. Русские оценили свой ущерб в 3300 серебряных слитков.


В Нарву из Новгорода прибыли русские с товаром. Когда они решили отправиться в обратный путь без товара, в порту на берегу реки Нарва они столкнулись со служителями Ордена. Русские избили пару ливонцев до полусмерти.


Первым о случившемся узнал Таллинн, который уже 1 сентября написал о произошедшем епископу города Турку в Финляндии с просьбой принять меры для задержания грабителей. Таллинн известил об этом и магистра Ливонского ордена. При этом сведений о месте ограбления было недостаточно: магистру Ордена было сообщено, что ограбление произошло на территории владений Ордена, в 6 милях от Нарвы. Магистр Ордена, в свою очередь, адресовал упрек Таллинну, что они не предупредили нарвского фогта, хотя было понятно: шайка чужеземцев, находящаяся в Нарве, не имела благих намерений. Русские, в свою очередь, подозревали орденские власти в Нарве в том, что они потворствовали ограблению. Естественно, что известие об ограблении вызвало в Новгороде большую обеспокоенность. На товары немецких купцов был наложен арест, и они были вынуждены просить Таллинн, чтобы тот поступил с русскими товарами таким же образом.

Несмотря на то, что положение было и без того напряженным, в Нарве произошло еще одно недоразумение. В Нарву из Новгорода прибыли русские с товаром. Когда они решили отправиться в обратный путь без товара, в порту на берегу реки Нарва они столкнулись со служителями Ордена. Русские избили пару ливонцев до полусмерти. Виновные были задержаны, и им назначили высокий штраф. Русские посчитали штраф несправедливым и не признали решение суда, прибыв в Новгород, они задержали мед, принадлежавший немецким купцам.

Хотя споры возникли в Нарве и её окрестностях, торговля в городе продолжилась самым активным образом, в то время как в Новгороде и ганзейских городах она была запрещена. Тарту жаловался на то, что нарвский фогт разрешает русским приходить в город и там торговать. Тарту советовал Таллинну совсем запретить поездки купцов в Нарву. Поскольку интересы Таллинна отличались от интересов Тарту, он ограничил ввоз в Нарву лишь некоторых наименований товаров.

В августе 1409 года в Новгороде стороны пришли к договоренности, что товары с обеих сторон следует отдать назад и продолжать торговлю по прежнему торговому договору или, как тогда говорили, на основании целования креста. В действительности же торговля еще длительное время была затруднена.
Вероятно, во время пребывания магистра Ордена в Нарве в 1411 году нарвский фогт уведомил его об увеличении вывоза лошадей в русские земли, из-за чего вся Ливония может остаться без лошадей. За то короткое время, которое новый фогт занимал свою должность, в русские земли было вывезено уже около 70 лошадей. Магистр подтвердил, что по старому обычаю в русские земли можно отправлять лошадей стоимостью не более двух марок, более дорогих лошадей у торговцев следовало отбирать. Если кто-то захочет поехать в русские земли с более дорогой лошадью, то ему следовало дать гарантии, что он вернется с той же лошадью обратно.

1412 год начался в обстановке новых разногласий в международной торговле, вызванных тем, что нарвский фогт конфисковал товар новгородца Бориса Кизена. Вернувшись в Новгород, он потребовал от немецких купцов возмещения убытков. Те, естественно, отказались, объяснив, что не имеют к этому делу никакого отношения и что возмещение убытков следует требовать от Ордена. Тогда Кизен схватил в Новгороде одного немецкого купца, посадил его в свой подвал и обращался с ним крайне жестоко. Так же он намеревался поступить еще с двумя-тремя более значимыми немецкими купцами в случае отказа от уплаты. Осуществить свою угрозу он все же не смог, т.к. в Ливонии в это время находилось много русских купцов. Когда новгородские послы обратились с жалобой по данному вопросу к магистру Ордена, то переговоры было решено провести в Нарве в 1413 году, в день Святого Николая. Однако эта встреча по каким-то неизвестным причинам не состоялась.

Разногласия возникали не только с русскими купцами, но и с людьми других национальностей. Так, фогт Расеборга Янеке Хампмос пожаловался, что подданные шведского короля, бедные крестьяне, осенью прибыли на своих кораблях под Нарву, везя в качестве груза крупный рогатый скот и другой товар. Они хотели торговать с русскими, с которыми у Швеции тогда был мир. Однако нарвский фогт отобрал у крестьян полученные от продажи товаров 12 рижских марок и 4 корабельных ласта зерна, а затем заключил их в башню, где держал, словно преступников, на хлебе и воде. Выйдя на свободу, крестьяне пожаловались на действия фогта. В ответ фогт Расеборга задержал ливонское судно и конфисковал товары в счет возмещения ущерба, причиненного крестьянам. Со своей стороны фогт Нарвы объяснил, что крестьяне на своих парусниках подошли к острову в устье реки Нарвы, который охранял орденский служитель. В качестве груза у крестьян было 8 лошадей и рогатый скот. Слуга предупредил крестьян о том, что лошадей они могут продавать только немцам и эстонцам, но не русским. Но те ночью тайком ушли и все же продали лошадей русским. Когда они вновь проезжали мимо острова, их задержали и бросили в башню, где кормили в соответствии с календарем: в мясные дни давали мясо, а в постные дни рыбу и некрепкое пиво. Когда же выяснилось, что торговая поездка состоялась с согласия фогта Расеборга, крестьяне были освобождены и им были возвращены отнятые деньги.

То обстоятельство, что в случае различных недоразумений купцов немедленно заключали в «башню и поруб», вызывало каждый раз обострение отношений до тех пор, пока дела не начали разрешать на основании международных договоров. Так, таллиннский комтур посоветовал таллиннскому магистрату не сажать русских по любым мелочам в башню, а держать лишь в железных кандалах до тех пор, пока они не найдут себе поручителя, и тогда над ними можно будет вершить суд в законном порядке.

(Продолжение следует)

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *