
Арнольд Пауль Сювалеп. “История Нарвы. Датский и ливонский периоды”. Начало здесь.
Любое лицо, относившееся к бюргерскому сословию и выразившее желание остаться жить в городе и трудиться здесь, должно было получить гражданство. Из старой таллиннской книги штрафов мы знаем, что те лица, которые длительное время проживали в городе и не вступили в гражданство, подвергались штрафу. Поскольку получение гражданства было связано с рядом особых условий, как то женитьба, уплата налогов или несение других обязанностей, то не каждый соглашался стать гражданином Нарвы, как об этом в 1542 году с сожалением сообщал в Таллинн нарвский магистрат.
На гражданине лежали обязанности по обороне города и общественной безопасности. Он должен был участвовать в строительстве городских укреплений и обороне города, в перевозке стройматериалов, а также нести по ночам караульную службу. Чтобы у людей не пропадало желание приобрести гражданство, для граждан старались создавать благоприятные условия. Магистрат в первую очередь заботился о том, чтобы иногородцы не могли составлять конкуренцию гражданам Нарвы. Посторонним ремесленикам было запрещено работать в городе, посторонние купцы не имели права покупать и продавать небольшие партии товаров, при погрузке и выгрузке товаров, а также при их перевозке преимущество отдавалась своим извозчикам и носильщикам. Город старался обеспечить достаточный доход своим гражданам при заключении международных договоров и соглашений.
Магистрат в первую очередь заботился о том, чтобы иногородцы не могли составлять конкуренцию гражданам Нарвы. Посторонним ремесленикам было запрещено работать в городе, посторонние купцы не имели права покупать и продавать небольшие партии товаров, при погрузке и выгрузке товаров, а также при их перевозке преимущество отдавалась своим извозчикам и носильщикам.
Особой привелегией граждан являлось варение пива и его продажа. Это право предоставлялось не всем гражданам, а лишь тем, кто по разрешению магистрата приобрел «bruschragen» и уплатил за это соответствующую сумму. Сколь велико было значение варения пива, говорит жалованная грамота магистра Ливонии Фримерсхайма, что граждане Нарвы имеют монополию на маленькую продажу пива на реке Хаке. Позднее много русских посещало город, чтобы отведать пива. По свидетельству таллиннского магистрата, бывали дни, когда в городе пили пиво 300-400 русских. В интересах изготовления пива город иногда даже ограничивал вывоз хмеля. Большая часть пива продавалась в кабаках. Право продажи пива было только у их изготовителей.
Посторонним продажа пива в Нарве была полностью запрещена. При нарушении этого запрета виновника ожидала конфискация пива и денежный штраф в размере 3 марок. В город было разрешено привозить пиво только из Гамбурга и Нюрнберга, но это пиво облагалось особым акцизным налогом. Известны случаи, когда в город привозилось прусское пиво, однако оно, вероятно, предназначалось для отправки в Россию.
Дворовые и домовые знаки
У каждого горожанина имелся свой дворовой или домовой знак, который зачастую представлял из себя комбинации различных линий. Этот знак обычно употреблялся при опечатывании писем восковыми печатями, и, очевидно, ставился на имуществе, принадлежавшем гражданину. Дворовые знаки находились при входе или на стенах домов. При отправке товаров дворовой знак использовался в качестве товарного знака. И, наконец, когда горожанин умирал, дворовой знак украшал также его надгробный камень.
Изучение дворовых знаков могло бы дать дополнительный ценный материал для исследования того времени. К сожалению, дворовые знаки Нарвы

о сих пор не изучены, их поисками не занимались и на них не обращали должного внимания. Поэтому представляется крайне необходимым, чтобы обнаруживаемые при перестройке камни с высеченными на них особыми знаками бережно сохранялись, т.к. на их основании можно получить данные об истории соответствующего дома.
На основе сохранившихся в таллиннских архивах данных удалось выяснить несколько дворовых знаков нарвитян орденского периода. Особенно много сведений могло бы дать открытие и ближайшее исследование надгробных камней под старейшей городской церковью.
Нарвские весы
Во время правления Ливонского ордена Нарва получила свои весы и свои меры из Таллинна. Поскольку весы часто сбивались, их приходилось часто сверять с весами Таллинна. Каждый дефект весов вызывал различные хлопоты и разногласия с русскими.

Весовой единицей была одна весовая мера (корабельная или берковец). Один из старейших учебников по математике – книга Иоганнна Даниэля Интельмана, изданная в 1736 году, отмечает по поводу нарвских весов следующее: 1 мера сукна или иных товаров весит в Нарве 20 лейсиков; 1 лейсик составляет 20 фунтов, а одна весовая мера равняется 400 фунтам.
Весовой единицей при продаже мелких товаров являлся фунт, который почти в каждом городе Ливонии имел свою величину. В 1460 году соотношение между мерами отдельных городов было определено следующим образом: 1 рижская весовая мера была на 8 фунтов тяжелее, чем таллиннская и на 4 фунта тяжелее, чем тартуская. 1 пярнуская весовая мера была на 16 фунтов тяжелее, чем рижская. 1 вильяндиская весовая мера на ½ лейсика тяжелее рижской и на 14 фунтов тяжелее тартуской. 1 пярнуская мера на 6 фунтов тяжелее, чем вильяндинская.
Из вычисления 1514 года также становится понятно, что нарвская мера равнялась тартуской.
Самой крупной весовой единицей являлся корабельный ласт, который первоначально обозначал корабельный груз и являлся как единицей объема, так и единицей массы. Корабельный ласт у каждого товара имел различный вес, как следует из учебника Ингельмана. Величина корабельного ласта также разнилась. В 1489 году русские жаловались, что в прежние времена 1 ласт меда весил 120 лейсиков, партия соли также 120 лейсиков, а теперь весит только 80-90 лейсиков.
Из объемных мер, использовавшихся в Нарве в орденский период, известны такие как бочка, лоф и кюльмит (Kulmeth).
(Продолжение следует.)





1 комментарий
Ливонский орден , это знакомо русским людям, православным. Знаем из истории, что хотел и какими методами Ливонсктй орден.