Популярное
Январь 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Дорогие друзья!

По доброй традиции нашей редакции мы продолжаем знакомить вас с книгами о Нарве. И в связи с началом Года эстонской книги печатаем фрагменты из знаменитой книги Арнольда Пауля Сювалепа «История Нарвы. Датский и ливонский периоды», которая вышла в далеком 1936 году. В 2024 году этот исторический труд был переиздан Нарвским обществом древностей им. Генриха Ганзена.

 

Арнольд Пауль Сювалеп

Благодарим Общество древностей им. Генриха Ганзена за возможность познакомить читателей «Нарвской газеты» с интереснейшими историями нашего города, о которых прежде, возможно, мало кто слышал.

 

О возможностях приобретения книги А. П. Сювалепа «История Нарвы. Датский и ливонский периоды» можно узнать в Нарвской центральной библиотеке на 4 этаже у Татьяны Климиной.

 

Образование в Нарве

Есть основания предполагать, что первая школа в самом примитивном виде была при приходской церкви еще в датский период. Первые точные данные о школе в Нарве относятся только к 1501 году, когда упоминается о школьном учителе Симоне Шонеберге. Из того факта, что учитель в то же время исполнял и обязанности писаря городского магистрата, можно предположить, что число учащихся было небольшим.

Богатые граждане отправляли своих детей учиться за границу. Из процесса Ганса Ризебитера (1539 год) известно, что его 15-летний сын Ганс остался в Германии, и после этого от него не было никаких известий. Во второй половине орденского времени мы можем найти в заграничных университетах некоторых выходцев из Нарвы.

Для изучения русского языка в Ливонию посылали молодых людей даже из далекой Голландии

Много внимания уделялось приобретению практического образования. Нарва предоставляла очень благоприятные возможности для изучения русского языка. Знание русского было здесь очень распространенным явлением, поэтому некоторые переводчики магистра Ордена были выходцами из Нарвы, как, например, Герман тор Кокен и Хартлеф Пеперзак. Для изучения русского языка в Ливонию посылали молодых людей даже из далекой Голландии. Граждане города Нарвы отправляли своих детей в Новгород, где они могли изучать язык и одновременно обучаться торговому делу. Обучение в Новгороде языку было традицией с очень давнего времени, т.к. уже в 1346 году Ганзейский союз решил установить для желающих обучаться русскому языку возрастной ценз до 20 лет. В 1521 году таллиннские купцы говорили, что новгородская контора подобна школе, где дети обучаются грамматике. Благодаря наличию такой благоприятной возможности изучения языка, многие нарвские купцы не только говорили по-русски, но многие из них также умели свободно писать и читать по-русски, как, например, бургомистр Фредерик Корф.

Коммерческое образование молодые люди получали в основном в Таллинне, где они поначалу состояли при чужих конторах в качестве учеников, а затем приказчиками, чтобы впоследствии, обладая хорошими предварительными знаниями, начать торговать самостоятельно. Дети многих зажиточных нарвитян поступали на службу в Орден. Так, среди орденских военных людей мы находим молодых Дем фон дер Браме и Германа Гаппе, которые являлись сыновьями ратсгеров Нарвы.

Здравоохранение в Нарве

Врачей в городе не было, а исцелением ран занимались цирюльники. Врачеванием занимались и различные старушки, которые, конечно, больше полагались на магию, чем на медицинскую науку

Ситуация с здравоохранением в Нарве оставляла желать лучшего. Эпидемии инфекционных заболеваний и чумы были достаточно частым явлением. С распространением инфекции боролись, изолируя больного от здоровых. Для этого у городов были богадельни, которые находились за пределами города. Больных за общение со здоровой частью населения наказывали. Во время эпидемий население стремилось убежать подальше от города, а их распространение пытались остановить введением карантина. Когда в 1520 году в Таллинне вспыхнула эпидемия чумы, таллиннские корабли должны были находиться на карантине в устье реки 4-5 недель, прежде чем им было разрешено подойти к городу, по случаю эпидемии чумы в 1532 году срок карантина был установлен 14 дней. Однако контроль властей был настолько слабым, что на карантинные меры не обращали никакого внимания, и корабли, несмотря на установленный запрет, подходили к городу.

Врачей в городе не было, а исцелением ран занимались цирюльники. Из цирюльников известен Ганс Ромесхаген, который позже был вынужден бежать из города из-за убийства писаря нарвского замка. Он продал свой дом и цирюльню мужу своей падчерицы Корту Улькену, который продолжил его дело. В 1538 году упоминается мастер Ганс Вестфаль, лечивший от французской болезни сестру Хинрика тор Гелле. В 1548 году упоминается мастер Ганс, т.е. Ганс Вреде, которого в хронике называют врачом. Он занимался лечением больных и прописывал им лекарства, которые следовало доставлять из аптеки Тарту. Некоторое время он проживал в Васкнарве, куда он распоряжался доставлять больных. Судя по тому, что Вреде выписывал лекарства с аптечным клеймом, можно заключить, что он действительно являлся врачом. Ни до, ни после него врачей в Нарве не было. Так, тяжело заболевшего в 1535 году Иоахима Крумхузена пришлось везти к врачу в Пайде, где он оставался на лечении в течение двух лет.

Даже в последние годы орденского периода известны случаи, когда больных из Нарвы посылали на лечение в Таллинн. В 1554 году бургомистр Нарвы Герман тор Молен жаловался, что у его сына Эверда тяжелая болезнь, т.к. у него появились черви. «Я сделал все, чему учили люди, но ничего не помогает», – жаловался он своему другу Эверду Бройелю, проживавшему в Таллинне, и попросил того разузнать у одной старой женщины, нет ли против этой болезни какого-либо действенного лекарства. В другом письме он писал: «Слава Всевышнему, вдова Корфа дала ему какое-то снадобье, и ему стало легче». Таким образом, врачеванием занимались и различные старушки, которые, конечно, больше полагались на магию, чем на медицинскую науку.

Аптеки в Нарве не было. Лекарство приходилось привозить из других городов, например, из Тарту, и стоило оно очень дорого. В 1549 году на одном судебном процессе выяснилось, что для больного Ганса Брантмейстера лекарства заказывались в аптеке Тарту и обошлись они в 75 марок.

Аптеку в Нарве основали лишь в шведское время.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *