Популярное
Февраль 2026
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728  

Крестный ход в храме Нарвской иконы Божией матери. Фото: архив “Нарвской газеты”

Президент Алар Карис передал закон о церквях и приходах в госсуд и добивается признания его несоответствующим конституции, пишет BNS. По оценке президента, закон по-прежнему противоречит статьям конституции 40, 48 и 11 и непропорционально ограничивает свободу ассоциаций и свободу вероисповедания.

«У нас есть юридические средства для контроля и ограничения влияния Московского патриархата, подрывающего суверенитет и демократию. Действующее законодательство не только допускает всесторонний контроль над религиозными объединениями, но и требует его. Уголовный кодекс определяет государственную измену как преступление, под нее подпадает и проведение кампаний по информационному воздействию. Таким образом, вопрос не в отсутствии средств, а в их недостаточном или ненадлежащем использовании – при необходимости мы должны более активно использовать имеющиеся возможности», – сказал президент Карис.

«В случае угрозы религиозным объединениям предлагается запретить не только административные и экономические, но и учебные связи с иностранными лицами. Такой широкий и неясный запрет не является необходимым. Законодатель достиг бы своих целей, даже если бы запрет был более четким и религиозные объединения Эстонии были бы обязаны прекратить только те связи с иностранцами, которые конкретно связаны с угрозой. Таким образом, достаточно было бы запрета административных и экономических связей, вмешиваться в обучение нет необходимости. Если государство начнет вмешиваться в обучение и религиозные обряды религиозных объединений, то авторитет иностранного религиозного лидера среди его сторонников может даже возрасти», – отметил глава государства.

«Если деятельность религиозных объединений можно будет ограничивать таким образом, как предлагает этот закон, то напрашивается вывод, что аналогичный запрет можно будет устанавливать и для других объединений, в том числе для политических партий. Такой подход несовместим с конституцией», – сказал президент Карис.

«Если текст закона неясен, неоднозначен и допускает неоправданно широкую трактовку, вместо решения проблем он может создать новые проблемы, в данном случае вместо снижения рисков в сфере безопасности они могут возрасти, то есть результат будет противоположен желаемому — проблемы не сократятся, а возрастут», – сказал президент.

В первый раз Рийгикогу принял инициированный правительством закон о церквях и приходах с изменениями 9 апреля. 24 апреля президент отказался его провозглашать, поскольку счел непропорциональным ограничение свободы вероисповедания и свободы ассоциаций, которое установил бы закон. 14 мая пленум Рийгикогу решил, что не будет вновь принимать закон без изменений, а внесет поправки.

В ходе повторного обсуждения Рийгикогу внес в закон ряд изменений — например, исключил запрет на подчинение находящемуся в иностранном государстве и обладающему существенным влиянием лицу и продлил переходный период внесения необходимых изменений с двух до шести месяцев. Рийгикогу принял закон с поправками 18 июня.

3 июля президент вновь отказался провозглашать закон, поскольку решил, что Рийгикогу в недостаточной мере изменил текст закона. По его оценке, закон по-прежнему противоречил трем статья конституции и непропорционально ограничивал свободы вероисповедания и ассоциаций. Он предложил парламенту вновь обсудить законопроект и привести его в соответствие с конституцией.

17 сентября Рийгикогу не поддержал новое изменение не провозглашенного президентом закона о церквях и приходах и в третий раз принял закон.

Закон в том числе направлен на то, чтобы действующие в Эстонии религиозные организации нельзя было под прикрытием гарантированных конституцией свобод вероисповедания и ассоциаций использовать для враждебного воздействия, распространения экстремистских идеологий или разжигания вражды. Согласно пояснительной записке, Эстония защищает свободу вероисповедания и каждый свободен решать, следовать ли религии и какой, но наряду с уважением к свободам вероисповедания, убеждений и ассоциаций государство должно также учитывать вызовы, угрожающие безопасности государства и общества.

Закон уточняет, кто может служить в качестве духовного лица в Эстонии или состоять в правлении религиозной организации. Закон также уточняет требования к уставам религиозных организаций и создает возможности выхода из церкви, деятельность, устав или состав правления которой не соответствуют новым требованиям. Для этого религиозная организация должна будет принять новый устав, вслед за чем можно будет внести соответствующие требованиям изменения в регистр без одобрения руководящего органа церкви, поскольку получение этого одобрения может быть неосуществимой задачей.

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *