Многие жители Эстонии, в том числе ее граждане безусловно доверяют Петерсону, но готов ли поверить всему, что он говорит, суд? Судебное решение по делу находящегося с весны 2023-го года под арестом скандального политика ожидается в конце осени. Фото из личного архива Петерсона

Обвиняемый в суде в государственной измене Айво Петерсон сказал в интервью «НГ», что его использовали два других обвиняемых в рамках того же дела, Дмитрий Роотси и Андрей Андронов, взаимодействовавшие с российскими спецслужбами за его спиной.

 

Также Петерсон уверяет, что не получал никаких денег за поездку на Донбасс, за сделанные по ее итогу инфоматериалы.

Обвинение в создании отрядов нелояльных эстонскому государству лиц, в вовлечении в них бывших военных Петерсон считает абсурдным, так как, по его словам, такая организация в случае войны на территории Эстонии помогала бы властям Республики решать гуманитарные задачи, а не боролась бы против Эстонской Республики. А, главное, по его словам, работа над созданием организации велась публично, никто ничего не скрывал, вербовка велась открыто.

Только недавно разрешили свидания с близкими и общение по телефону

Помещенному весной 2023 года под арест создателю движения KOOS, превратившегося позже в партию, Айво Петерсону только в июле этого года разрешили свидания с родственниками и телефонное общение.

Разрешили тогда, когда закончили выступать в суде свидетели обвинения и настал черед свидетелей защиты.

Воспользовавшись правом телефонных звонков, Петерсон позвонил в «Нарвскую газету», предложив взять у него интервью. Мы, конечно, согласились, так как громкое дело политика, набравшего на недавних выборах в Европарламент 11 386 голосов, то есть 3.1 процента голосов всех сделавших в июне свой выбор граждан ЭР, широко освещается в прессе, но в этой медиаистории сильно не хватает одного — голоса самого главного обвиняемого.

В рассматриваемом с февраля этого года судом деле три обвиняемых. Сам Айво Петерсон, фигурирующий во всех трех частях дела, в одной из них кроме него фигурирует Дмитрий Роотси, в еще одной — Андрей Андронов.

«Мы не пытались создать тайную организацию, действовали открыто»

Согласно части обвинения, касающейся только Петерсона, он занимался созданием отряда гражданской обороны, чтобы собрать воедино лиц, не доверяющих эстонской власти, и сформировать организацию, работающую в интересах Российской Федерации.

 

 

«Мы хотели создать дочернюю организацию KOOS, некоммерческое объединение, подобные которым есть у многих партий. Есть, например, те, что работают с пенсионерами, есть те, что работают с инвалидами. Мы хотели создать гуманитарную организацию, которая помогала бы людям в случае больших конфликтов, например, военных или катастроф. Идея гражданской службы в Эстонии популярна, и вот мы захотели ее реализовать, обратив внимание, конечно, на наше движение. Делали это открыто, призывали людей присоединяться, в том числе бывших военных, у которых уже есть подготовка. Это же логично – людей учить долго. Прежде всего, мы призывали медиков, конечно. Неужели есть что-то незаконное в призыве к военным или тем, кто работал в других службах?» – говорит Петерсон, отмечая, что такие организации есть, например, в Украине.

«Меня использовали, что тут говорить»

Согласно второй части обвинения, в 2022 году Андронов по заданию Российской Федерации и ее ведомств с целью осуществления пропагандистской деятельности связался с Айво Петерсоном, возглавлявшим движение KOOS, и предложил ему принять участие в организованных при его содействии поездках в РФ и оккупированные Россией территории Украины.

«Это однозначно политический процесс, а его итог очень важен для всего общества, но в сути дела существенную роль играет человеческий фактор. Что касается других подсудимых… Это, как выяснилось, очень непростые люди. Они преследовали не совсем те цели, ради которых я поехал на Донбасс. Я надеюсь, во время процесса все это окончательно прояснится. К сожалению, до поездки как-то контролировать их, а особенно Андрея Андронова возможности у меня не было. Сейчас вышла на свет его переписка с людьми из другого государства, которая, прежде всего, его в нехорошем свете показывает, но под это пытаются меня и наше движение подвести», – сказал нашей газете Петерсон.

 

 

В дальнейшем разговоре мы уточнили, идет ли речь о переписке Андронова с российскими спецслужбистами. Айво Петерсон сказал, что речь именно об этом, добавив, что Андронов использовал его в своих интересах.

«В корыстных или не корыстных, я не знаю. Я только во время заседания узнал, кто такой Андрей, откуда он такой. Я думал, что он просто обычный житель Эстонии. Знал, что работает оператором у таллиннских блогеров», – говорит Айво Петерсон, уверяя, что даже представить себе не мог, что Андронов, организовавший его поездку на Донбасс, может сотрудничать со спецслужбами РФ.

«Меня использовали, что тут говорить. Если бы я знал, что у человека могут быть такие связи, никуда бы с ним не поехал, конечно», – говорит Петерсон. Он уточняет, что поехал с Андроновым на оккупированные РФ территории по журналистской аккредитации, а тот не раз организовывал поездки иностранных журналистов, и непосредственно в той самой поездке был и иностранный журналист.

«Я смотрел материалы, сделанные журналистами из разных стран, западных в том числе, съездивших на ту сторону при помощи Андронова, и думал, что ничего в этом особенного нет. Думал, что тоже съезжу и расскажу о том, что увидел. Все рассказывают по-разному, есть самые разные версии происходящего. Думал рассказать о том, что увижу я, о ежедневной жизни людей, о том, что они думают, ехал не ради политики, вообще не собирался говорить о политике. Думал, что мой рассказ поможет Эстонии не пойти тем же путем, избежать тех же рисков. Может, я идеалист, но надеялся помочь восстановлению нормальных отношений между людьми, говорящими в Эстонии на разных языках, живущими в разных регионах», – уверяет Айво Петерсон.

По его словам, он собирался поговорить в своих помещаемых в интернет видеоматериалах о негативных сторонах жизни на оккупированных Россией территориях, но через недели две после поездки.

 

 

«Когда все усядется…. Ко многому, что я там увидел, я был не готов вообще. Плохо сделал домашнюю работу… Есть много материалов, которые не был готов сразу выставить, прокомментировав, нужно было время. На месте все складывалось не так, как я надеялся. На третий день пребывания на Донбассе я вообще прекратил съемку, так как мне не нравилось, что меня пытаются направлять, подводить к конкретным темам. Там огромные проблемы, но не успел о них поговорить. Чего теперь жалеть», – объясняет Петерсон, почему его обнародованный после поездки взгляд получился однобоким.

Петерсон говорит, что деньги за поездку на Донбасс или на поездку на Донбасс он ни от кого не получал, а в судебном деле фигурирует только чек на услугу обменника.

«Я последний на российском телевидении выступал за мир»

Согласно обвинению, касающемуся члена движения KOOS Роотси и Петерсона, мужчины до сентября 2022 года поддерживали направленные против Эстонской Республики отношения с российскими агентами Русланом Крыловым и Владимиром Михайловым с целью содействия российской пропаганде.

По словам Петерсона, он также понятия не имел о возможных контактах Роотси со спецслужбистами РФ. Уверяет, что не занимался под его влиянием целенаправленным воспроизведением нарративов российской пропаганды, а, прежде всего, выступал против войны. «Я был вообще последним человеком на российском телевидении, который призывал к миру», – говорит Петерсон.
Он заверяет, что вообще не говорил публично по поводу войны и отношений с Россией ничего такого, что не позволяли бы себе многие европейские политики.

«Я не хочу отвечать за чужие слова или действия. За время ареста меня допросили только один раз. Я бы объяснил все. У меня есть ответы на все вопросы, но ничего не спросили. Считаю, что есть политический интерес, чтобы все было именно так. Это первый такой показательный процесс в Эстонии, от его итога зависит многое», – уверен Петерсон.

Суд над Айво Петерсоном и другими обвиняемыми продолжится в конце августа открытыми заседаниями.

1 комментарий
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *