МНЕНИЕ | Александр Гамазин, юрист-правовед
Скандал вокруг премьер-министра Эстонии Каи Каллас набирает обороты. Сегодня утром (во-вторник – ред.) новостью номер один для меня, как и для многих, стал ее отказ явиться в парламент и отвечать на вопросы по поводу бизнеса ее мужа в России. Эстонская пресса назвала это подрывом демократии.
Но по поводу того, должна ли она в итоге уйти в отставку, как показал опрос Института социальных исследований Norstat, единого мнения у жителей Эстонии нет, хотя 57% считают: да, должна!
Разумеется, Кая Каллас обязана уйти с поста премьер-министра. И её лицемерие по поводу коммерческой деятельности фирмы её мужа с Россией, о которой ей якобы ничего не было известно, характерная черта для нашего премьер-министра. Ее стиль управления страной отличают двуличие и некомпетентность.
В первую очередь я имею в виду факт «проедания» бюджета в 2021-2022 годах, когда г-жа Каллас встала во главе кабинета министров. Для этого были и объективные причины (тот же ковид), но наша премьер предпочла сделать вид, что деньги растранжирили предыдущие правительства.
Смешно и неловко было слышать от специалиста в области экономики и промышленности, что, придя к руководству страной в третий раз за последние три года, она в марте-апреле 2023 года обнаружила, что, цитирую, «денег в стране меньше, чем мы думали…»
Полным шоком для эстоноземельцев было решение Каи Каллас увеличить и/или ввести несколько налогов для пополнения бюджета. И это при том, что любому отличнику-студенту известно, что бюджет нормально пополняется только развитием экономики, которая, в свою очередь, расцветает лишь в благоприятных условиях. Итог: после того, как г-жа Каллас, по её словам, «не спав три ночи от размышлений», всё-таки приняла решение обложить население своей страны дополнительными оброками, прогнозы экономистов на будущее становятся всё мрачнее.
Возвращаясь к последнему поводу, породившему цунами возмущения поведением Каи Каллас, замечу, что ничего «криминального» с юридической точки зрения ни в её действиях, ни в действиях ее мужа, действительно, нет. Но людей коробит как раз двойной стандарт в поведении главы правительства: сколько гнева звучало в её высказываниях о тех предпринимателях, которые продолжали, и тоже с юридической точки зрения корректно, вести свои дела – поставки, торговлю, снабжение – с Россией. Но Каллас призывала эстонских предпринимателей обрести, наконец, моральный компас и прекратить поддерживать Россию – ведь деньги не главное!
И вдруг выясняется, что логистическая фирма, где её супруг один из собственников, по-прежнему, спустя 1,5 года после вторжения РФ в Украину, продолжает работу, связанную с поставками товаров в страну-агрессор… Стало быть, весь гнев и пафос премьера – наигранные и театральные? Люди, независимо от своих партийных/беспартийных взглядов и национальной принадлежности, почувствовали себя обманутыми.
И какое может быть доверие и уважение в этом случае к Кае Каллас как к премьеру европейского демократического государства?
«И вдруг выясняется, что логистическая фирма, где её супруг – один из собственников, по-прежнему, спустя 1,5 года после вторжения РФ в Украину, продолжает работу, связанную с поставками товаров в страну-агрессор… Стало быть, весь гнев и пафос премьера – наигранные и театральные?